Надо читать ребенку вслух. Тексты для чтения Причины важности чтения книг детям
Давайте поговорим о том, как читать с малышами в возрасте от рождения до трёх лет: как привить детям любовь к чтению, научить слушать стихи и сказки, рассматривать иллюстрации, а также о том, как правильно выбирать книги для самой юной категории читателей.
Но для начала пара слов о том, зачем нужно читать детям, которые в большинстве своем ещё толком не научились говорить. Чтение детских книг - это целый комплекс действий. Он состоит из рассматривания иллюстраций, прослушивания текста, соотнесения текста и картинки. Чтение с ребенком - это серьезная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле. Читая ребенку раннего возраста мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, обогащаем его формирующуюся речь. Кроме того, чтение - это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство.
От рождения до 6 месяцев
Собственно, процесс чтения с детьми начинается задолго до самого чтения. Для того, чтобы малыш проявил интерес к книгам, важно, чтобы он овладел двумя навыками - умением слушать и умением разглядывать картинки.
Известно, что слух ребенка развивается в утробе матери и ещё до рождения малыш способен слышать и воспринимать голоса родителей, музыку, звуки природы. И это тот ценный сенсорный багаж, который вы можете подарить вашему малышу еще до его появления на свет. Во время беременности старайтесь окружать себя и малыша только приятными звуками, почаще устраивайте сеансы релаксации, прослушивая хорошую музыку, разговаривайте с малышом и рассказывайте ему сказки. И смысл сказок здесь совершенно не важен, гораздо важнее ваша интонация, ритм и темп художественного произведения. Когда ребеночек появится на свет, те стихи и сказки в вашем исполнении, которые он слышал еще не родившись, будут действовать на него успокаивающе, а родители всегда найдут, что рассказать крохе, чтобы утешить его или развлечь.
По мере того как малыш будет подрастать, родительский репертуар будет постепенно расширяться - к уже привычным ребенку сказкам или стихам прибавятся потешки, прибаутки, колыбельные и песенки. Книга как она есть здесь еще не нужна, но вот выученные наизусть стихи Барто, Чуковского и Маршака придутся весьма кстати, а также весёлые стишки про мишку косолапого и другие, которые нам рассказывали ещё наши мамы и бабушки.
Ваш новорождённый малыш подрастает и развивается, а вместе с тем развивается и его зрение. Такой важный орган в познании мира. Когда, примерно, к трём-четырём неделям кроха научится концентрировать взгляд на несколько секунд и досконально изучит лица папы и мамы - а это самые важные объекты для разглядывания в этом возрасте, вы можете предложить ему другие предметы, на которые малыш будет с удовольствием смотреть. Это могут быть чёрно-белые картинки с изображением линий, узоров или геометрических форм, а также довольно крупные игрушки, раскрашенные одним ярким цветом. Такие предметы способны надолго удерживать внимание новорожденных малышей, а умение концентрировать взгляд развивает зрение и усиливает мозговую активность.
Уже позже, месяцам к трем-четырем, вы будете предлагать ребеночку более сложные по цвету и форме картинки - это могут быть рисунки или фотографии, изображающие людей, животных, транспорт. Плюс ко всему вы будете показывать ребенку мир вокруг - квартиру, улицу. Очень важно при этом проговаривать названия предметов, которые малыш видит.
Итак, в возрасте от рождения до шести месяцев «чтение» представляет собой синтез двух действий - разглядывание картинок и предметов, а также фоновое прослушивание художественных произведений.
От 6 месяцев до года
Возможно, ваш малыш уже сидит, но даже если нет, то наверняка он уже подолгу лежит на животике или полусидит на ваших руках. И уж совершенно точно он проявляет всё больше и больше интереса ко всему, что его окружает.
Самое время приобрести первую детскую книгу. Речь идет о картонных книжках- малышках, которые состоят из небольшого количества плотных, прочных и безопасных страниц. На самом деле, в страницах всё и дело. Детям нравится манипулировать с книгой, переворачивая странички - это, плюс ко всему, еще и отличное упражнение для развития мелкой моторики. Скорее всего, книга будет опробована на зуб, но она будет просмотрена так или иначе. Не стоит покупать много малышовых книг, двух-трёх будет вполне достаточно. Довольно скоро вы увидите, что малыш готов двигаться дальше и тогда сможете выбирать уже более содержательные книги для совместного чтения. Выбор первой книги - дело ответственное.
Вот несколько правил, которые помогут вам:
- Книга должна иметь плотные картонные страницы, переплёт должен быть качественным. Важно быть уверенным в том что, когда ребёнок возьмёт книгу в руки, она останется цела.
- Простота иллюстраций. Идеально, когда на одной странице помещается одно изображение, если это сюжет, то он должен быть максимально простым. Ребенку в этом возрасте ещё сложно воспринимать большое количество деталей, ему также непонятны сложные действия персонажей. Чем проще будет изображение, тем более узнаваемо оно будет ребенком - соответственно, и интерес к книге будет выше.
- Умеренные цвета. Идеально, если в книге присутствуют только четыре основных цвета - красный, жёлтый, зелёный, синий (не считая чёрного и белого). Пестрота изображения опять же не принесет пользы, а лишь утомит ребенка.
- Реалистичные картинки. Крокодил должен быть зелёным, а помидор - красным. Это один из наиболее важных моментов. Ребенок в этом возрасте впитывает в себя информацию колоссальным объемом, и противоречивость в её содержании сейчас абсолютно ни к чему. Это же касается и внешнего вида животных. Часто художники любят изображать животных в одежде, но это абсолютно противоречит реальному представлению о кошке или собаке, например. В будущем в более взрослых книгах, когда ребёнок уже будет ориентироваться в мире предметов и будет понимать, что есть реальность, а что есть сказка, тогда кошка может быть и в платье, и в шляпе, и с бусами (если это соответствует сюжету). На начальном этапе познания мира кошка должна выглядеть как кошка - четыре лапы, усы, уши и хвост.
Когда вы выберете книгу для вашего полугодовалого малыша, вам нужно найти момент, когда ребёнок будет пребывать в хорошем расположении духа, усадить его к себе на руки или прилечь рядом с ним и перелистывать странички книги, иногда проговаривая то, что на них изображено. Такое «чтение» надолго станет любимым занятием крохи, особенно оно полюбится ему тогда, когда малыш научится переворачивать странички самостоятельно.
От года до двух
Среди детей и родителей-книголюбов уже даже сформировался список книг, которые идеально подходят для детишек этого возраста. Можно сказать, что это беспроигрышные варианты:
- В. Бианки «Лис и мышонок» - прекрасное издание в иллюстрациях Ю. Васнецова;
- Э. Карл «Очень голодная гусеница» - мировой бестселлер;
- Э. Карл «От головы до ног» - тоже любимая книга малышей во всем мире;
- Русские народные сказки и потешки в иллюстрациях Ю.Васнецова;
- Детские книги японского писателя Юсуке Ёнедзу.
Малыш взрослеет и его интерес к чтению продолжает расти - в какой-то момент вы поймете, что список чтения следует расширять и здесь на помощь придут сборники стихов К.Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, а также сказки В. Сутеева.
Поощряйте любой интерес ребенка к книгам. Случается, что во всем сборнике стихов малыша привлекает только одно четверостишье или одна картинка, читайте и рассматривайте их снова и снова. Только ваш искренний интерес, ваша заинтересованность и терпение (иногда один и тот же стих приходится читать по тридцать раз в день) способны поддерживать любовь к чтению у малыша.
Также важным моментом этого периода является разглядывание сюжетных картинок, и оно останется таковым еще долгое время, усложняясь и видоизменяясь в зависимости от возраста и интересов ребенка. Для одно-двух годовалых деток, картинки для разглядывания должны быть достаточно простыми и четкими, подобранными по тематикам - транспорт, животные, овощи, фрукты. Хорошо отвечают такому запросу книги по типу энциклопедий для самых маленьких.
Эти книги ребёнок будет периодически перелистывать, задерживаться взглядом на понравившихся ему предметах, тыкать пальчиком или другим способом привлекать ваше внимание, желая узнать название предмета. Когда малыш начнет разговаривать, вы будете спрашивать его о том, что он видит на картинках, и это станет одной из самых любимых совместных игр.
Рассматривая картинки, мы не только называем предметы, мы еще и описываем их свойства, действия, придумываем сюжеты. Тем самым мы развиваем фантазию ребенка, формируем его словарный запас, обогащаем его речь, помогаем научиться по-разному смотреть на одни и те же предметы.
Сейчас довольно популярны и любимы многими детьми книги для рассматривания Сюзанны Бернер, Доро Гёбеля и других авторов - эти книги настоящий клад для проявления родительской импровизации в описании сюжетов иллюстраций.
Хорошим подспорьем в привлечении ребенка к рассматриванию картинок являются книги с окошками, с движущимися и тактильными элементами. Такие издания способны надолго удержать внимание ребенка, усилить его интерес к содержанию книги.
Чтение для деток в возрасте от года до двух - это мир иллюстрации. Все, о чём написано, должно быть нарисовано - это очень важно для малыша, ведь он ещё не может сам представить бычка, который идёт по качающейся доске, но он с радостью обнаруживает на страницах книги предметы, о которых только что услышал.
От двух до трёх
Если вы начали «читать» ребенку буквально с рождения, то скорее всего в этом возрасте вы уже будете хорошо ориентироваться в детской литературе, а список для чтения детям двух-трёх лет настолько широк и разнообразен, что его сложно охватить в одной статье. Но если вы только начинаете читать с вашим малышом и вам кажется, что он не проявляет особого интереса к книгам, то вы можете прибегнуть к маленьким хитростям.
- Подбирайте книги для ребенка, исходя из его интересов. Например, если ваш малыш интересуется животными, то возможно его заинтересуют стихи С.Маршака или Б.Заходера;
- Всегда носите книгу в сумке. Если вам придется занимать ребенка в поездке, очереди и т.д., то вы сможете предложить ему почитать;
- Разыгрывайте домашние спектакли по известным сказкам. Очень просто даже в домашних условиях показать спектакли «Теремок», «Колобок» или «Репка», так вы познакомите ребенка с художественными произведениями. После предложите малышу вместе почитать про полюбившихся ему героев;
- Оставляйте книги в открытом доступе;
- Читайте вслух! Даже если ребенок играет или занят какими-то делами, а вы сядете рядом и начнете читать книгу, рано или поздно малыш проявит заинтересованность и присоединится к вам.
Малыши до трёх лет - самые благодарные слушатели на свете, их жажда нового и волшебного - заразительна. Читая с ребенком, вы будете открывать вместе с ним удивительный мир волшебства и фантазии. И помните, что любовь к книгам можно привить только на личном искреннем примере. Трепетное отношение к книге - это хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю.
Чтение – самая лучшая тренировка для мозга, и специалисты рекомендуют читать детям еще тогда, когда они находятся в мамином животе. Книга не только помогает развивать в ребенке словарный запас, грамотность и мышление, она всегда несет с собой открытия, впечатления и новый мир. Поэтому родители стараются читать как можно больше маленьким детям, с радостью покупают им книжки и журналы.
Но как только ребенок научится сам читать, практика совместного чтения, как правило, отходит на второй план. На этот счет есть интересное исследование, которое доказывает, что чтение вслух родителями полезно для всех детей, независимо от возраста.
Все родители знают, что очень полезно читать вслух маленьким детям. Это помогает малышам развивать разговорный язык, узнавать буквы и слова, готовиться к детскому саду. Но не менее важно читать детям, когда они уже сами научились читать. Исследования показывают: если продолжать читать детям старше 5 лет (и даже более взрослым), это улучшает навыки чтения и слушания и результаты в учебе (а еще это просто отличное развлечение!).
В 2016 году в исследовании «Детское и семейное чтение» - национальном исследовании детей от 6 до 17 лет и их родителей, посвященном отношению к чтению, было выявлено следующее. 59% родителей читает детям с рождения до 5 лет, но только 38% читают с 5 до 8 лет, и лишь 17% родителей продолжают читать детям в возрасте от 9 до 11. При этом большинство детей в возрасте от 6 до 11 лет (и большинство родителей) говорят, что они любят чтение вслух. Всем нравятся хорошие истории, неважно, на бумаге они или в электронном виде.
Вот 10 основных аргументов в пользу чтения вслух старшим детям.
- Увеличивается словарный запас. Дети, которым читают вслух, встречают больше слов, чем в обычной разговорной речи, - и узнают, как распознавать и произносить их. Исследования показывают, что большой словарный запас серьезно влияет на школьные успехи.
- Улучшается понимание. Когда дети активно включены в историю, они глубже понимают происходящее. Следя за развитием сюжета, вы можете проверить, понимает ли ваш ребенок, что происходит. Спросите его, что будет дальше, что он думает о героях и их поступках.
- Отлично укрепляются связи между родителями и детьми. Минуты вместе и теплые воспоминания о том, как любимые родители читают интересные истории, могут вдохнуть любовь к чтению на всю жизнь.
- Именно так создаются лучшие примеры для подражания. Дети учатся через наблюдение и подражание. Чтение вслух помогает им услышать, как звучит язык. Вы можете быть примером того, как анализировать историю и как определять значение слов, используя подсказки контекста.
- Так улучшаются навыки аудирования. Чтение вслух воспитывает понимание богатства языка и помогает развить детский слух: ребенку будет легче понимать указания и инструкции школьных учителей. Известно, что уровень чтения ребенка не соответствует его навыкам аудирования примерно до восьмого класса.
- Это способ открыть для себя классику. В школе детей может отпугнуть непростой язык Шекспира или старомодные выражения Джейн Остин, но в уютной домашней обстановке вы способны оживить текст, читая реплики персонажей разными голосами и рассказывая об историческом контексте произведения.
- Чтение поможет обсудить с детьми сложные проблемы. Дети могут пропустить мимо ушей ваши наставления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда вы читаете историю, герои которой сталкиваются с серьезными проблемами и отвечают за свои действия, - вот момент для разговора о сложных, злободневных ситуациях.
- Вы познакомите детей с разными жанрами. Чтение вслух дает родителям возможность продемонстрировать детям разные виды книг и историй, помочь разобраться, какие литературные направления им ближе. Читайте поэзию, сатиру, автобиографии и - мангу!
- Вы откроете дверь в мир интересов ваших детей. Читая о том, что любят дети, или выбирая жанры, которые по душе школьникам (научная фантастика, фэнтези, мистика, триллеры, графические новеллы, Майнкрафт, да что угодно!), вы получаете замечательную возможность разделить интересы своих чад, обсудить их, и оказываетесь на одном игровом поле с ними, на время слагая с себя роль учителя, знающего больше, чем они.
- Чтение вслух разжигает любопытство и жажду знаний. Нехудожественные книги - отличное чтение вслух! Для старших детей и подростков можно выбрать книги или статьи о текущих или недавних событиях и мировых проблемах. В этой области можно найти множество популярных историй, от которых захватывает дух не меньше, чем от самой увлекательной фантастики.
Перевод: Александра Матрусова
Бесценный источник мудрости и вдохновения для ребенка. В этом разделе Вы можете бесплатно читать любимые сказки онлайн и давать детям первые важнейшие уроки мироустройства и морали. Именно из волшебного повествования дети узнают о добре и зле, а также о том, что понятия эти далеко не абсолютны. В каждой сказке представлено её краткое описание , которое поможет родителям подобрать актуальную для возраста ребенка тему, и предоставить ему выбор.
Название сказки | Источник | Рейтинг |
---|---|---|
Василиса Прекрасная | Русская народная | 349757 |
Морозко | Русская народная | 231018 |
Айболит | Корней Чуковский | 996528 |
Приключения Синдбада-Морехода | Арабская сказка | 224615 |
Снеговик | Андерсен Х.К. | 129395 |
Мойдодыр | Корней Чуковский | 982730 |
Каша из топора | Русская народная | 262323 |
Аленький цветочек | Аксаков С.Т. | 1406795 |
Теремок | Русская народная | 382288 |
Муха-Цокотуха | Корней Чуковский | 1042119 |
Русалочка | Андерсен Х.К. | 432855 |
Лиса и журавль | Русская народная | 206102 |
Бармалей | Корней Чуковский | 453192 |
Федорино горе | Корней Чуковский | 760153 |
Сивка-Бурка | Русская народная | 186669 |
У Лукоморья дуб зеленый | Пушкин А.С. | 765761 |
Двенадцать месяцев | Самуил Маршак | 799906 |
Бременские музыканты | Братья Гримм | 271546 |
Кот в сапогах | Шарль Перро | 417460 |
Сказка о царе Салтане | Пушкин А.С. | 632984 |
Сказка о рыбаке и рыбке | Пушкин А.С. | 580605 |
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях | Пушкин А.С. | 284157 |
Сказка о золотом петушке | Пушкин А.С. | 239250 |
Дюймовочка | Андерсен Х.К. | 188333 |
Снежная королева | Андерсен Х.К. | 240489 |
Скороходы | Андерсен Х.К. | 29234 |
Спящая красавица | Шарль Перро | 99428 |
Красная шапочка | Шарль Перро | 231327 |
Мальчик с пальчик | Шарль Перро | 158085 |
Белоснежка и семь гномов | Братья Гримм | 162075 |
Белоснежка и Алоцветик | Братья Гримм | 42981 |
Волк и семеро козлят | Братья Гримм | 136493 |
Заяц и еж | Братья Гримм | 129146 |
Госпожа Метелица | Братья Гримм | 89180 |
Сладкая каша | Братья Гримм | 185807 |
Принцесса на горошине | Андерсен Х.К. | 109065 |
Журавль и Цапля | Русская народная | 29177 |
Золушка | Шарль Перро | 317267 |
Сказка о глупом мышонке | Самуил Маршак | 326964 |
Али-Баба и сорок разбойников | Арабская сказка | 131782 |
Волшебная лампа Аладдина | Арабская сказка | 221279 |
Кот, петух и лиса | Русская народная | 124729 |
Курочка Ряба | Русская народная | 311652 |
Лиса и рак | Русская народная | 87709 |
Лисичка-сестричка и волк | Русская народная | 79064 |
Маша и медведь | Русская народная | 262822 |
Морской царь и Василиса премудрая | Русская народная | 85132 |
Снегурочка | Русская народная | 53395 |
Три поросенка | Русская народная | 1809105 |
Гадкий утенок | Андерсен Х.К. | 125505 |
Дикие лебеди | Андерсен Х.К. | 55310 |
Огниво | Андерсен Х.К. | 74104 |
Оле-Лукойе | Андерсен Х.К. | 120014 |
Стойкий оловянный солдатик | Андерсен Х.К. | 46939 |
Баба-Яга | Русская народная | 127019 |
Волшебная дудочка | Русская народная | 129018 |
Волшебное кольцо | Русская народная | 154046 |
Горе | Русская народная | 21768 |
Гуси Лебеди | Русская народная | 74039 |
Дочь и падчерица | Русская народная | 23116 |
Иван-царевич и серый волк | Русская народная | 65598 |
Клад | Русская народная | 47767 |
Колобок | Русская народная | 161219 |
Живая вода | Братья Гримм | 83173 |
Рапунцель | Братья Гримм | 134738 |
Румпельштильцхен | Братья Гримм | 43565 |
Горшочек каши | Братья Гримм | 77020 |
Король Дроздобород | Братья Гримм | 26616 |
Маленькие человечки | Братья Гримм | 59199 |
Гензель и Гретель | Братья Гримм | 32318 |
Золотой гусь | Братья Гримм | 40024 |
Госпожа Метелица | Братья Гримм | 21788 |
Стоптанные туфельки | Братья Гримм | 31467 |
Соломинка, уголек и боб | Братья Гримм | 27898 |
Двенадцать братьев | Братья Гримм | 22032 |
Веретено, ткацкий челнок и иголка | Братья Гримм | 27743 |
Дружба кошки и мышки | Братья Гримм | 37430 |
Королек и медведь | Братья Гримм | 27977 |
Королевские дети | Братья Гримм | 23202 |
Храбрый портняжка | Братья Гримм | 35252 |
Хрустальный шар | Братья Гримм | 63020 |
Царица пчел | Братья Гримм | 40568 |
Умная Гретель | Братья Гримм | 22355 |
Три счастливчика | Братья Гримм | 21920 |
Три пряхи | Братья Гримм | 21689 |
Три змеиных листочка | Братья Гримм | 21827 |
Три брата | Братья Гримм | 21801 |
Старик из стеклянной горы | Братья Гримм | 21798 |
Сказка о рыбаке и его жене | Братья Гримм | 21762 |
Подземный человек | Братья Гримм | 30839 |
Ослик | Братья Гримм | 24042 |
Очески | Братья Гримм | 21390 |
Король лягушонок, или Железный Генрих | Братья Гримм | 21787 |
Шесть лебедей | Братья Гримм | 25310 |
Марья Моревна | Русская народная | 44596 |
Диво дивное, чудо чудное | Русская народная | 42531 |
Два мороза | Русская народная | 39301 |
Самое дорогое | Русская народная | 33148 |
Чудесная рубашка | Русская народная | 39712 |
Мороз и заяц | Русская народная | 39138 |
Как лиса училась летать | Русская народная | 48200 |
Иванушка-дурачок | Русская народная | 36275 |
Лиса и кувшин | Русская народная | 26363 |
Птичий язык | Русская народная | 22935 |
Солдат и черт | Русская народная | 21896 |
Хрустальная гора | Русская народная | 25931 |
Хитрая наука | Русская народная | 28631 |
Умный мужик | Русская народная | 22120 |
Снегурушка и лиса | Русская народная | 62454 |
Слово | Русская народная | 21993 |
Скорый гонец | Русская народная | 21868 |
Семь Симеонов | Русская народная | 21847 |
Про бабушку старушку | Русская народная | 23841 |
Поди туда–не знаю куда, принеси то–не знаю что | Русская народная | 51461 |
По щучьему веленью | Русская народная | 69617 |
Петух и жерновцы | Русская народная | 21665 |
Пастушья Дудочка | Русская народная | 37680 |
Окаменелое царство | Русская народная | 21998 |
О молодильных яблоках и живой воде | Русская народная | 36847 |
Коза Дереза | Русская народная | 34389 |
Илья Муромец и Соловей разбойник | Русская народная | 28107 |
Петушок и бобовое зернышко | Русская народная | 54224 |
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо | Русская народная | 28207 |
Три медведя | Русская народная | 469395 |
Лиса и тетерев | Русская народная | 23297 |
Бычок-смоляной бочок | Русская народная | 76545 |
Баба Яга и ягоды | Русская народная | 38049 |
Бой на Калиновом мосту | Русская народная | 22097 |
Финист - Ясный сокол | Русская народная | 51566 |
Царевна Несмеяна | Русская народная | 136546 |
Вершки и корешки | Русская народная | 57176 |
Зимовье зверей | Русская народная | 40925 |
Летучий корабль | Русская народная | 73021 |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка | Русская народная | 37725 |
Петушок золотой гребешок | Русская народная | 45488 |
Заюшкина избушка | Русская народная | 132059 |
Слушая сказки, дети не только приобретают необходимые знания, но и учатся строить отношения в социуме, соотнося себя с тем или иным вымышленным персонажем. На опыте отношений между сказочными героями ребенок понимает, что не стоит безоговорочно доверять незнакомцам. На нашем сайте представлены самые известные сказки для Ваших детей. Выбирайте интересные сказки в представленной таблице.
Почему полезно читать сказки?
Разнообразные сюжеты сказки помогают ребенку понять, что окружающий его мир бывает противоречив и довольно сложен. Слушая о приключениях героя, дети виртуально сталкиваются с несправедливостью, лицемерием и болью. Но именно так малютка учится ценить любовь, честность, дружбу и красоту. Всегда имея счастливый конец, сказки помогают малышу быть оптимистом и противостоять разного рода жизненным неурядицам.
Не стоит недооценивать и развлекательный компонент сказок. Прослушивание увлекательных историй имеет массу преимуществ, к примеру, в сравнении с просмотром мультфильмов – здесь нет никакой угрозы зрению малыша. Более того, слушая детские сказки в исполнении родителей, малыш узнаёт много новых слов и учится правильно артикулировать звуки. Важность этого сложно переоценить, ведь уже давно доказано учеными, что ничто так не влияет на будущее всестороннее развитие ребенка, как раннее речевое развитие.
Какие бывают сказки для детей?
Сказки бывают разные: волшебные – будоражащие детское воображение буйством фантазии; бытовые – повествующее о простой повседневной жизни, в которой также не исключено волшебство; о животных – где ведущими персонажами являются не люди, а различные, так горячо любимые детишками, зверушки. На нашем сайте представлено большое количество таких сказок. Здесь вы можете бесплатно читать то, что будет интересно малышу. Удобная навигация поможет сделать поиск нужного материала быстрым и простым.
Читайте аннотации для предоставления ребенку права самостоятельного выбора сказки, ведь большинство современных детских психологов считает, что залог будущей любви малышей к чтению лежит в свободе выбора материала. Мы даем вам и вашему чаду неограниченную свободу в выборе замечательных детских сказок!
Елена Сутырина
Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является чтение художественной литературы. К сожалению, не во всех современных семьях сохранились традиции семейного чтения. Для популяризации традиций семейного чтения, нам, педагогам дошкольников, необходимо активнее привлекать родителей. Именно родители смогут привить детям любовь к книгам, к слушанию, а в перспективе и к чтению. Но в большинстве своём родители не знают, с какими конкретно художественными произведениями лучше всего знакомить детей в том или ином возрасте. Помощниками в таком выборе можем стать мы, воспитатели. Зная особенности возраста и руководствуясь требованиями ФГОС, предлагаю познакомиться родителям со списком рекомендуемой литературы, выставляю отдельные книги в родительский уголок с пометкой «Прочтите детям». Но для начала, хочется напомнить причины важности чтения детям книг.
Причины важности чтения книг детям:
1. Чтение развивает речь ребёнка: обогащает и расширяет его словарь, закладываются основы связной речи.
2. Чтение тренирует память, воображение, мышление, внимание ребёнка.
3. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор ребёнка.
4. Чтение помогает ребенку познать самого себя, усвоить жизненные ценности, понятия добра и зла, «воздействует, убеждает, воспитывает» (О. С. Ушакова).
5. Чтение сближает, создаёт ощущения комфортности и защищённости у ребёнка. .
Примерный список литературы для чтения 4-х летним детям.
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички: «
Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чи-ки-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…».
Сказки:
«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки:
«Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова», англ. обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки:
«Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг. обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб. обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия:
К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Зайчик»; А. Кольцов «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев «Осень наступила…», «Весна» (в сокр.); А. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко.», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Чёрный «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий «Кто это?»; В. Берестов «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт «Комарики-макарики»; И. Косяков «Все она»; А. Барто «Девочка чумазая»; С. Михалков «Песенка друзей»; Э. Мошковская «Жадина»; И. Токмакова «Медведь».
Проза:
К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс «Храбрый еж»; Л. Толстой «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. митриев «Синий шалашик»; С. Прокофьева «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев «Три котенка»; А. Н. Толстой «Еж», «Лиса», «Петушки».
Если во время чтения будет атмосфера любви, защищенности, то впоследствии это приведёт к тому, что он полюбит читать и самостоятельно. Таким образом, читая детям, мы прививаем им любовь к чтению на всю жизнь.
«Прочитайте сказки детям!
Научите их любить
Может быть на этом свете,
Станет легче людям жить!»
Желаю всем удачи и сбыте мечт!
Публикации по теме:
Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.
Конспект чтения художественной литературы «Под грибом» в средней группе Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Задачи: 1. Развивать умение внимательно слушать произведение. 2. Формировать.
Образовательное мероприятие по восприятию художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду» Задачи: Образовательная задача: Познакомить детей с экологической сказкой «Слово о реке». Формировать у детей свое отношение к сказке.
Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы». Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:.
Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Цель: Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения.