On-line журнал Катерины. Тест: "Конфликтен ли ты?" Тест на определение конфликтности подростков


Никогда не спорьте с дураком,

люди могут не заметить между вами разницы.
Пословица

Есть люди, вокруг которых часто возникают ссоры и конфликты, о которых говорят : с ними лучше не связываться, себе дороже. Есть и другие: они гасят даже самим своим присутствием, тоном голоса, поведением ссоры и конфликты. Знаете ли Вы про себя, к какой части человечества Вы относитесь? Конфликтны ли Вы, миролюбивы? Ответьте на каждый вопрос «ДА» или «НЕТ» - комментарий к Вашим ответам – ниже.

1. Обычно у меня всего достаточно для исполнения желаний.

2. Я хотел бы в большей степени контролировать свои мысли.

3. Если я попадаю в дурацкую ситуацию, то воспринимаю это серьезно .

4. Я всегда желаю делать дела лучше, чем делаю.

5. Я фактически живу для будущего.

6. Если бы я мог прожить жизнь заново, то сделал бы все иначе

7. Редко, если вообще такое бывает, я испытываю потребность в контроле моих мыслей.

8. Обычно я принимаю свои личные проблемы.

9. Я в конфликте со всем, что дает мне судьба.

10. Нет ничего важнее для меня, чем пребывать под контролем.

11. Обычно я удовлетворен уровнем моей деятельности.

12. Нет одного правильного способа бытия.

13. Я хотел бы объединить все воедино.

14. Если бы я мог делать дела лучше, моя жизнь стала бы лучше.

15. Я фактически борюсь против превратностей жизненного пути.

16. Я желаю больше, чем обычно получаю.

17. Моя жизнь улучшилась бы, будь я более удачлив.

18. Когда я хочу делать что-либо лучше, я понимаю. Что это имеет ограниченную важность.

19. Понимание моих личных проблем наступает легче, если я не оказываю им сопротивления.

20. Удовлетворенность моим уровнем деятельности только препятствует реализации моего потенциала на жизненном пути.
Обработка и интерпретация результатов тестирования:


  1. Проанализируйте следующую ситуацию:
В Вашем учреждении есть работа, которую вы хотели бы выполнять. Но Вам поручают другую, менее интересную работу. Какой из следующих вариантов поведения Вы изберете:

а) продолжите работу над тем, что вам поручают, надеясь, что Ваша преданность делу будет вознаграждена:

б) пожалуетесь сотрудникам, что теряете время;

в) напишите письмо вышестоящему руководству:

г) скажете непосредственному руководителю, что хотите делать другую, интересующую вас работу;

д) станете говорить, что получили приглашение на работу в другую фирму;

е) начнете подыскивать работу в другой организации.

Объясните вашу позицию.



  1. На основе наблюдения поведения сотрудников; контент-анализа текстов, составленных работниками; метода анализа документов организации опишите организационную культуру и ее возможности в предупреждении конфликтов в коллективе (самостоятельный выбор организации или предприятия).

  2. С помощью теста В.С.Ивашкина, В.В.Онуфриевой, направленного на выявление ценностно-ориентационного единства определите коэффициент ЦОЕ своего коллектива и опишите уровень конфликтности группы 3 . Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.

Некоторые методики тестирования, такие как тест Томаса на конфликтность, связанные с поведением при защите интересов, показывают – какой поведенческий типаж имеет тестируемый, особенности методов разрешения им разногласий. Ведущие специалисты не приравнивают конфликтность к морально неприемлемым чертам индивидуума, так как достижение целей зачастую невозможно без возникновения пересечения интересов. Конфликты – неотъемлемая и даже привычная часть жизнедеятельности! Они сопутствуют человеку дома, в трудовой деятельности и регулярно становятся фактором разнообразных проблем. Наибольшее значение рекомендуется придавать не показателю - в какой степени индивидуум конфликтный, а характерным чертам, отражающим - какая поведенческая стратегия избирается, когда разгорается конфликт.

Психологические тесты на конфликт позволяют показать пользователям – оправданно ли их поведение в спорных ситуациях. Управление эмоциональностью позволяет не избежать конфликта, а разрешить образовавшиеся противоречия, минимизировав риски, выбраться из спорной ситуации победителем. Узнав результаты тестирования, можно выяснить, что необходимо скорректировать в поведении. Пройти тестирование непременно рекомендуется тем, кто в силу повышенной конфликтности, испытывают проблемы в коллективе, дома. Модификация поведения для таких людей, оказывается возможностью снизить негативные последствия, которые сопровождают конфликтные ситуации.

Многим из нас часто приходится нервничать на работе по поводу или без. Никто не застрахован от скандалов и прочих выяснений отношений, но в конфликтных ситуациях все ведут себя по-разному. Кто-то начинает орать, а кто-то молча решает проблемы. Данный тест создан для того, чтобы понять, к какой категории людей Вы относитесь.

Агрессия – нормальное поведение человека в стрессовой ситуации, но проявления ее не всегда уместны. Насколько хорошо Вы владеете собой? Умеете ли направить поток отрицательной энергии в положительное русло? Узнайте ответы на эти и другие вопросы, пройдя данный тест.

Умение сдерживать себя в напряженных ситуациях и не вестись на провокации очень ценно. И обладают им далеко не все. Неумение контролировать себя и сглаживать конфликты часто приводит к непредсказуемым последствиям. А знаете ли Вы, как поведете себя в конфликтной ситуации?

Тест на конфликтность в коллективе выявит вашу способность работать с людьми. Подходит ли вам для работы шумный офис, полный коллег. Или же вам необходимо выбрать работу в одиночку.

Тест на умение улаживать социальные конфликты поможет выявить, какую тактику Вы выбираете, когда кажется, что достичь взаимопонимания с другими стихиями, системами, индивидами в социуме невозможно. Возможно, изменив тактику, Вы сможете добиться больших успехов.

Определение тактики поведения при межличностном конфликте позволит узнать, правильно ли Вы ориентируетесь в ситуациях, когда необходимо защитить свои личные интересы. Умеете ли найти оптимальное решение при конфликтной ситуации, или, наоборот, эмоции берут верх и приносят много неприятностей – узнав свой стиль поведения, Вы сможете скорректировать его и тем самым, улучшить свою жизнь.

У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. Нам важно знать, имеются ли у нас такие личностные качества. Это поможет правильно оценить свое поведение в определенной ситуации и скорректировать его.
Оцените себя, выбрав из приведенных ниже групп ответов один из четырех вариантов.
1.Как вы реагируете на критику?
а) Как правило, критика меня глубоко уязвляет;
б) Критику обычно принимаю близко к сердцу;
в) Пытаюсь учесть, если критика справедлива;
г) На критику обычно не обращаю внимания.
2.Верите ли вы людям?
а) Придерживаюсь мнения, что лучше никому не верить;
б) Людям почти не верю, я в них обманулся;
в) Я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;
г) Обычно я- людям доверяю без разбора.
3.Вы умеете бороться за свою точку зрения?
а) Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;
б) Отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;
в) Скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды;
г) Предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.
4.Вы предпочитаете руководить или подчиняться?
а) В любом деле люблю руководить сам;
б) Люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища;
в) Охотнее работаю под чьим-либо руководством;
г) Как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.
5.Если вас кто-то обидел?..
а) Стараюсь отплатить тем же;
б) Боюсь мстить из-за дальнейших последствий;
в) Считаю месть лишним, ненужным усилием;
г) Если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.
6.Вас попытались обойти в очереди?..
а) Способен такого человека вышвырнуть вон;
б) Ругаюсь, но только, если ругаются другие;
в) Молчу, хотя возмущен;
г) Предпочитаю отступить, в ссору не вступаю.
7.Просто ли вас «выбить из колеи»?
а) Я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам;
б) Я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины;
в) Расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам;
г) Меня мало что расстраивает.
8.Вы «лед» или «пламя»?
а) Я горяч и вспыльчив;
б) Не очень вспыльчив;
в) Скорее спокоен, чем вспыльчив;
г) Вполне спокойный человек.
9.Легко ли вам говорить правду?
а) Всегда говорю, что думаю, прямо в глаза;
б) Бывает, что могу сказать все, что думаю;
в) Говорю обдуманно лишь после размышлений;
г) Я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.

Ответы под буквой «а» оцениваются в 1 балл, «б» – в 2, «в» – в 3, «г» – в 4 балла. Суммируйте результаты ответов на вопросы.
Если вы получили результат 9–19 баллов, вы человек тяжелый в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки!». Но прислушайся лучше к другим высказываниям: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар», «Твою бы энергию, да в мирных целях». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость? Ваши эмоции не помогают вам в этой борьбе.
Если сумма баллов 26–34, то вы едва ли являетесь источником конфликтов. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку человек, который всегда и во всем со всеми соглашается, неинтересен. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делают вас косвенным виновником конфликтных осложнений.
И наконец, сумма 20–25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострению отношений в коллективе (в том числе и в семье).
Однако следует спросить себя: были ли вы искренними в ответах. Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверьте-ка себя снова – неторопливо, вдумчиво, беспристрастно.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. У. Томаса.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. У. Томас делал акцент на изменение традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах его изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа ис­следований, указывающих на позитивные функции конф­ликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с разрешения конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. У. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных си­туациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. У. Томас считает применимой двухмерную мо­дель регулирования конфликтов, основополагающими из­мерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлечен­ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. У. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2. приспособление , означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере­сов ради другого;

3. компромисс ;

4. избегание , для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5. сотрудничество , когда участники ситуации прихо­дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон.

Для более эффективного решения проблемы конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения (учитывая, конечно, особенности характера и поведения людей, вовлеченных в конфликт). К. У. Томасом выделены пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях.



Кооперация (мера, в которой вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны)

К. У. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведе­ния, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на ком­промиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем Опроснике по выявлению типичных форм по­ведения К. У. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Опросник К.У. Томаса, направленный на изучение стратегий поведения в конфликте.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов дру­гого и моих собственных.

3. А.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интере­сами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стара­юсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполез­ной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятнос­тей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за ка­ких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б.

12. А.

Б.

13. А.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спра­шиваю о его взглядах.

Б.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным обра­зом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избе­жать напряженности.

16. А.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной напряженности.

18. А.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению про­блемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетво­рить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преиму­щества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетво­рить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном воп­росе, чтобы мы совместно с другим заинтересован­ным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенден­ции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест возможно использовать и в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.

КЛЮЧ к тесту Томаса.

Соперничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или
тактичности.

ИНСТРУКЦИЯ

Выберите один из трех предложенных вариантов ответа -«а», «б» или «в».

ОПРОСНИК

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?

а) избегаете вмешиваться в ссору;

б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы,
который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой
план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажитесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;

в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя
допускать ошибки.

7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорите, что эта вещь безвкусна;

в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.

8. Вы встретили детей, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?»;

б) делаете им замечание;

в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха.

Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

а) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале (уборщицах, официантках).

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

б) разумеется, признаете;

ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ

Используя ключ, подсчитайте количество баллов.

Каждый вариант ответа имеет свою оценку:

ответ «а» — 4 балла;

ответ «б» — 2 балла;

ответ «в» — 0 баллов.

30-44 балла. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступить в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

15-29 баллов. О вас говорят, что вы слишком принципиальная или даже конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения, и за это вас уважают.

10-14 баллов. Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, по только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?