Провал коллективной безопасности в европе. Провал политики создания системы коллективной безопасности в европе


После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на

принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.

В начале 1930-х гг. СССР не состоял членом Лиги и не имел никаких оснований доверять объективности Совета Лиги в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Исходя из этих соображений, уже в этот период Советский Союз выдвигает ряду европейских государств предложения заключения договоров о ненападении, с целью

«укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса».

Впервые советская делегация подняла вопрос о необходимости заключения специальной конвенции по определению нападающей стороны на конференции по разоружению в декабре 1932 года. 6 февраля 1933 г. советский проект конвенции был формально внесен в Бюро конференции.

Однако в это время происходит все большее дестабилизация обстановки и рост агрессивных тенденций в международных отношениях. Совсем немного времени требуется, чтобы в Италии и Германии установились тоталитарные фашистские режимы. В этих условиях особую актуальность приобретает тема создания новой системы международной безопасности, которая смогла бы предотвратить уже довольно реальную угрозу войны.

Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.



Таким образом, период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.

Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.



Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.

20. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».

Поддержка франкистов была первым случаем партнерства Италии с Германией. Оно способствовало их сближению. Однако полное примирение было невозможно в отрыве от компромисса по вопросу об Австрии. Ситуация упростилась, когда в июле 1936 г. Германия и Австрия подписали договор, в соответствии с которым Берлин обещал уважать суверенитет Австрии, а австрийское правительство подтвердило, что Австрия признает себя немецким государством. Итальянское правительство выразило удовлетворение найденной формулой. Германо-австрийское соглашение устранило важное препятствие для итало-германского сближения.

Через два дня после отказа СССР соблюдать эмбарго на поставки оружия мадридскому правительству, 25 октября 1936 г., в Берлин прибыл зять Муссолини граф Галеаццо Чиано, только что назначенный министром иностранных дел. В тот же день был подписан германо-итальянский протокол о взаимопонимании. Германия признала существующее положение в Эфиопии, стороны оговорили линии разграничения их экономических интересов в бассейне Дуная, и, самое главное, Германия и Италия договорились о проведении согласованной линии в испанском вопросе - по сути дела, речь шла о согласованном военном вмешательстве. Берлинский протокол оформил партнерские отношения между Германией и Италией без установления между ними формального союза. Была создана "ось Берлин - Рим".

В ноябре 1936 г. в Испанию стали прибывать итальянские и немецкие воинские контингенты. Это были не регулярные войска, а так называемые легионеры. Одновременно для оказания помощи мадридскому правительству из числа сочувствовавших ему добровольцев разных национальностей были сформированы интербригады, которые также приняли участие в гражданской войне.

В ноябре 1936 г. Германия и Италия, а в декабре - Япония признали правительство Франко Испанский государственный деятель). С появлением в Испании итальянских и немецких солдат соотношение сил стало меняться в пользу франкистов. Ни СССР, ни евроатлантические державы не были готовы пойти на риск противодействия итало-германской интервенции силой. К концу 1937 г. Франко имел явное военное преобладание. Республиканские силы продолжали сопротивление. Но они были расколоты. В Мадриде ситуацию удерживали коммунисты, которым помогал СССР. В Барселоне и во всей Каталонии франкистов сдерживали анархисты и троцкисты, которые сами призывали к свержению правительства в Мадриде. В марте 1939 г. антифранкистские силы потерпели в Испании окончательное поражение. В стране была восстановлена диктатура.

Стра́ны наци́стского бло́ка, страны (державы) «оси́», гитлеровская коалиция -агрессивный военный союз Германии, Италии, Японии и других государств, которому противостояли во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции.

Союз стран «оси» первоначально был основан на германо-японо-итало-испанском Антикоминтерновском пакте и германо-итальянском «Стальном пакте», а полностью оформился 27 сентября 1940 года, когда Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о разграничении зон влияния при установлении «нового порядка» и военной взаимопомощи.

Это союз перед 2-й мировой войной фашистской Италии с нацистской Германией, к которому впоследствии присоединилась и милитаристская Япония. Был создан в противовес советскому Коминтерну, который стремился разрушить изнутри посредством подрывной деятельности компартий капиталистические страны.

21. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.

Германия начала подготовку войны сразу же после прихода Гитлера к власти. Гитлеровский режим был создан германскими монополистическими кругами с полного одобрения правящего лагеря Англии, Франции и Соединённых Штатов.

Известно, что послеверсальский период ознаменовался для Германии целой системой мероприятий, направленных на восстановление германской тяжёлой индустрии, в частности, германского военно-промышленного потенциала. Громадную роль в этом деле сыграл так называемый репарационный план Дауэса для Германии, при помощи которого США и Англия рассчитывали поставить германскую промышленность зависимость от американских и британских монополий. План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала.

Первой и важнейшей предпосылкой гитлеровской агрессии было возрождение и обновление тяжёлой промышленности и военной индустрии Германии, что стало возможным лишь в силу прямой и широкой финансовой поддержки правящих кругов Соединённых Штатов Америки.

Другим решающим обстоятельством, содействовавшим развязыванию гитлеровской агрессии, явилась политика правящих кругов Англии и Франции, которая известна как политика «умиротворения» гитлеровской Германии, политика отказа от коллективной безопасности. Именно эта политика англо - французских правящих кругов, которая выражалась в отказе от коллективной безопасности, в отказе от отпора немецкой агрессии, в потакании агрессивным требованиям гитлеровской Германии, - привела ко второй мировой войне.

Уже вскоре после прихода Гитлера к власти, в результате усилий английского и французского Правительств, в 1933 году был в Риме подписан «Пакт согласия и сотрудничества» четырёх держав - Великобритании, Германии, Франции и Италии. Этот пакт означал сговор английского и французского Правительств с германским и итальянским фашизмом, уже тогда не скрывавшим своих агрессивных намерений. Вместе с тем этот пакт с фашистскими государствами означал отказ от политики укрепления единого фронта миролюбивых держав против агрессивных государств. Сговариваясь с Германией и Италией, в обход остальных держав - участниц происходившей тогда конференции по разоружению, обсуждавшей советское предложение заключить пакт о ненападении и пакт об определении нападающей стороны, - Великобритания и Франция нанесли удар по делу обеспечения мира и безопасности народов.

Вслед за тем в 1934 году Англия и Франция помогли Гитлеру использовать враждебную позицию союзной с ними панской Польши в отношении СССР, в результате чего был заключен германо-польский пакт о ненападении, явившийся одним из серьёзных этапов в подготовке немецкой агрессии. Этот пакт нужен был Гитлеру для того, чтобы расстроить ряды сторонников коллективной безопасности и показать на этом примере, что Европа нуждается не в коллективной безопасности, а в двухсторонних соглашениях. Это давало возможность немецкой агрессии самой решать, с кем и когда заключать соглашение, на кого и когда произвести нападение. Несомненно, что немецко-польский пакт был первой серьёзной брешью в здании коллективной безопасности.

Осмелев, Гитлер принял ряд мер к открытому восстановлению вооружённых сил Германии, что не вызвало никакого противодействия со стороны английских и французских правителей.

Советский Союз делал всё, что было возможно, чтобы преградить путь фашистским агрессорам. Советский Союз выступил инициатором и поборником коллективной безопасности.

А́ншлюс (нем. Anschluss (инф.) - присоединение, союз) - включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12-13 марта 1938 года. Независимость Австрии была восстановлена в апреле 1945 года, после её занятия союзными войсками в ходе Второй мировой войны, и узаконена Государственным договором 1955 года, запрещающим аншлюс.

Гитлер решил действовать. Он начал с Австрии. Этнически и культурно близкая Германии, независимая Австрия казалась фюреру, родившемуся и проведшему там юность, неотъемлемой частью Великой Германии. Нацистское движение в Австрии процветало, и это гарантировало простоту перенесения германских порядков на австрийскую почву. Уже в секретном приложении к германо-австрийскому соглашению от 11 июля 1936 г. австрийский канцлер Курт фон Шушниг согласился на уступки нацистскому движению в Австрии, хотя формально Германия и обязалась не вмешиваться в дела Австрии.

Гитлер потребовал, чтобы Шушниг немедленно подписал новое соглашение с Германией. На двух страницах документа, предложенного Шушнигу, Австрии предписывалось снять запрет на деятельность австрийской нацистской партии, амнистировать заключенных в тюрьмы нацистов (которые в значительной части были арестованы за террористическую деятельность), назначить одного из лидеров австрийских нацистов Зейс-Инкварта министром внутренних дел, а другого нациста, Глейс-Хорстенау, военным министром. Это было не соглашение, а ультиматум, и он, по сути, означал нацификацию Австрии и ее неминуемое и скорое поглощение рейхом.

Под нажимом Гитлера, Риббентропа и посла Германии в Вене Франца фон Папена Шушниг сдался. Он сделал только одну оговорку: по австрийской конституции лишь президент республики мог одобрить подобное соглашение. Гитлер, сделав вид, что его терпение иссякло, распахнул двери и крикнул: "Генерал Кейтель!" (Вильгельм Кейтель был начальником генерального штаба германских войск). Подмигнув Кейтелю и покинув Шушнига, подозревающего, что его ждет расстрел, на тридцать минут, Гитлер снова призвал австрийского канцлера и сказал, что он готов на единственную уступку - отсрочить исполнение "соглашения" на три дня. Смертный приговор Австрии был подписан.

За этим последовали "четыре недели агонии", продлившиеся до 11 марта, в течение которых нацисты готовились к аншлюсу при слабых усилиях австрийских социал-демократов противостоять ему. 11 марта под угрозой военного вторжения Германии Шушниг подал в отставку. Берлин (операцией руководил Герман Геринг) предъявил австрийскому президенту Микласу ультиматум: назначить Зейс-Инкварта канцлером или германские войска войдут в Австрию. Зейс-Инкварт, "глава временного правительства" Австрии, под диктовку из Берлина послал в Берлин же отчаянную телеграмму с просьбой послать германские войска в Австрию для предотвращения кровопролития. Уже 12 марта Гитлер был в австрийском Линце (где он провел школьные годы), а 13 марта 1938 г. подписал документ о полном аншлюсе Австрии. Австрия становилась "провинцией германского рейха".

Мюнхенский сговор . С весны 1938 г. гитлеровцы открыли кампанию неслыханного шантажа и провокаций против Чехословакии, требуя передачи Германии исконных чешских земель. Правящие круги Запада «оглашались с гитлеровцами, они решили предать Чехословакию в интересах развязывания войны между Германией и СССР. В этих условиях Чехословакию могла спасти только помощь с Востока. Но чешская буржуазия шла на неслыханное национальное предательство: президент Бенеш 16 декабря 1937 г. заверил германского посланника в Праге, что договор о взаимопомощи с СССР является «продуктом минувшей эпохи, но его нельзя так просто выбросить в корзину».

Между тем Советское правительство в этот критический для Чехословакии период твердо заявило о своей готовности прийти к ней на помощь.

Вся международная реакция не хотела войны в защиту Чехословакии, в которой неизбежно принял бы участие Советский Союз. По словам доверенного советника Н. Чемберлена, Г. Вильсона, «прибыль от этого получил бы только большевизм. Этому следует помешать. Необходимо признать право немцев на экспансию на Юго-Восток».

29 - 30 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялось совещание глав правительств Англии, Франции, Германии и Италии, созванное при активной поддержке США. Представители Чехословакии и СССР были устранены от участия в совещании. На нем была решена судьба Чехословакии. Германии в десятидневный срок передавалась Судетская область, в ближайшее время некоторые районы были захвачены Польшей и Венгрией.

30 сентября между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении; схожая декларация Германии и Франции была подписана чуть позже.

22. Политический кризис в Европе 1939 года. Англо-франко-советские переговоры и причины их провала. Развитие международной ситуации в Европе в конце 30-х годов неумолимо вело к новому вооруженному столкновению между великими державами. К концу 1938 г. Версальская система в Европе практически прекратила свое существование, а Мюнхенское соглашение значительно усилило Германию. В этих условиях германское руководство поставило перед собой новую внешнеполитическую цель - достичь гегемонии в Европе, закрепив за собой роль великой мировой державы. В результате захватнических действий Германии и Италии в марте-апреле 1939 г. в Европе начался предвоенный политический кризис - период непосредственной расстановки военно-политических сил в предвидении вероятной войны.

Хотя Мюнхенское соглашение создало новую политическую обстановку в Европе, оно рассматривалось всеми великими державами как очередной этап их взаимоотношений. Ситуация осени 1938 - лета 1939 гг. в Европе представляла собой запутанный клубок дипломатической деятельности великих держав, каждая из которых стремилась к достижению собственных целей.

Германия пока не ставила своей целью войну с СССР, а, готовясь к захвату Чехо-Словакии, была заинтересована в нейтрализации Польши и невмешательстве Англии и Франции. С этой целью германия предложила Польше урегулировать проблемы Данцига и "польского коридора" на основе сотрудничества в рамках Антикоминтерновского пакта. Польское руководство было согласно на определенные уступки в вопросе о Данциге лишь в обмен на ответные шаги Германии. Неуступчивость Польши привела к тому, что германское руководство стало склоняться к мысли о необходимости военного решения польской проблемы в определенных условиях.

Англо-германские и франко-германские отношения были несколько омрачены ноябрьскими еврейскими погромами в Германии и появившимися в январе 1939 г. слухами о подготовке германского удара по Голландии. Все это вынуждало Англию и Францию координировать свою политику, ускорить модернизацию своих вооруженных сил, поддерживать контакты с СССР и одновременно добиваться всеобъемлющего соглашения с Германией в духе Мюнхена.

Германское руководство с осени 1938 г. стало постепенно добиваться нормализации отношений с СССР. 19 декабря 1938 г. без всяких проволочек был продлен на 1939г. советско-германский торговый договор.

В середине марта 1939 г. США, СССР, Англия и Франция располагали сведениями о подготовке Германии к оккупации Чехо-Словакии, но державы - гаранты Мюнхенского соглашения не предусматривали никаких мер противодействия. Кроме того, формально мюнхенские гарантии чехословацких границ действиями Германии нарушены не были. 14 марта Словакия под давлением Германии провозгласила независимость, а президент Чехо-Словакии выехал в Берлин, где в ходе "переговоров" дал согласие на политическое переустройство своей страны. 15 марта германские войска вступили в Чехию, на территории которой был создан Протекторат Богемия и Моравия. Первоначально реакция Англии и Франции была довольно сдержанной, но по мере возбуждения общественного мнения Лондон и Париж ужесточили свою позицию и 18 марта, как и СССР, выразили протест действиями Германии, из Берлина были отозваны "для консультаций" английский и французский послы.

17 апреля 1939 г. советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств, и военную конвенцию.

При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами СССР Польше и Румынии. Лишь после подписания Гитлером и Муссолини в мае «Стального пакта» о военно-политическом союзе начались трехсторонние переговоры в Москве.

Переговоры продвигались крайне медленно. Англия и Франция, приняв на словах принцип взаимопомощи, на деле не хотели соблюдения взаимности обязательств. И хотя текст договора к концу июля был в основном выработан, английское правительство дало указание своим дипломатам не допускать достижения договоренности с Москвой. Исходя из узкоэгоистических соображений и недоверия к политике Сталина, оно предпочитало предоставить Германии возможность развивать агрессию на Восток, а тройственными переговорами оказывать давление на Германию и вместе с тем препятствовать советско-германскому сближению. Одновременно с мая 1939 г. Англия вела секретные переговоры с Германией, зондируя почву для сделки о разделе мира на сферы влияния и сотрудничестве на рынках.

В конце июля западные державы приняли советское предложение начать переговоры по военным вопросам, но оперативности не проявили. Делегациям была дана инструкция затягивать переговоры. Английская миссия только к концу пребывания в Москве получила полномочия на их ведение. Обе делегации не были уполномочены подписывать военную конвенцию.

Стремясь к достижению сотрудничества с Англией и Францией, советская сторона выдвинула разработанные Генеральным штабом Красной Армии летальные предложения о количестве войск и вооружений, выставляемых СССР, и об их участии в отражении агрессии в Европе с учетом трех вариантов возможного развития военных событий. Английская и французская миссии уклонились от обсуждения конкретных вопросов и завели переговоры в тупик. Правительство Польши отвергло предложение о пропуске советских войск через ее территорию при возникновении германской агрессии. Англия и Франция не смогли оказать на Варшаву нужного воздействия, обесценив в итоге московские переговоры.

Тройственный военный союз в случае его заключения в августе 1939 г. мог стать реальной преградой, способной не допустить германского нашествия на Польшу и войны в Европе. Но этого не произошло. Взяло верх стремление западных держав разрешить свои противоречия с Германией за счет других стран, особенно за счет СССР.

Начавшиеся переговоры с СССР о заключении договора взаимопомощи, которые проходили в условиях нарастающих угроз Германии по адресу Польши, тянулись медленно, тонули в технических деталях. После Мюнхена правительство СССР не доверяло гарантиям Англии и Франции, опасаясь, что эти страны вновь предпочтут отпору агрессору компромисс с ним, в том числе и за счет СССР. На позицию СССР повлияло и то обстоятельство, что весной-летом 1939 г. Япония развернула военные действия против союзника СССР - Монголии на реке Халхин-Гол, которые могли в любой момент перерасти в полномасштабную советско-японскую войну.

Заявление премьер-министра Великобритании Н. Чемберлена 24 июля 1939 г. о подписании соглашения между Великобританией и Японией, по которому за Японией признавалось существование «особых нужд» в Китае, было понято как доказательство того, что Англия и Франция готовят новую сделку с агрессивными странами за спиной СССР. Конечно, это соглашение можно было понять и так, что Англия, готовясь к войне в Европе, стремится обезопасить свои владения в Азии от нападения на них Японии. Однако в Москве серьезно опасались, что СССР втянется в войну со странами Антикоминтерновского пакта при нейтралитете Великобритании, Франции и США.

В этих условиях СССР принял предложения Германии о нормализации отношений и заключении пакта о ненападении. При этом и в Москве, и в Берлине прекрасно понимали, что пакт, подписанный 23 августа 1939 г., обеспечивает Германии свободу рук для агрессии.

В то же время руководство СССР считало этот пакт для себя выгодным со всех точек зрения.

Во-первых, СССР обеспечивал себе безопасность на Дальнем Востоке, поскольку Япония без поддержки Германии не решилась бы на крупномасштабную войну с ним. Соглашение Германии с СССР вносило раскол в Антикоминтерыовский пакт, вело к охлаждению германо-японских отношений.

Во-вторых, исключалась вероятность нового «Мюнхена», допыток Англии и Франции умиротворить Германию за счет СССР.

В-третьих, СССР был вознагражден секретным протоколом, в котором Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920-1921 гг., страны Прибалтики, Финляндия, Бессарабия (Молдова), входившая в состав Румынии (то есть, большей частью, территории, прежде принадлежавшие Российской империи), признавались сферами интересов СССР. Тем самым устранялись те территориальные постановления Версальского мира, которые были приняты без учета интересов России.

Другой вопрос, что пакт о ненападении, а особенно секретный протокол к нему, фактически превращали СССР в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики. Временные преимущества, которые обеспечивались пактом, СССР не смог использовать в полной мере. И.В. Сталин и его окружение допустили ту же ошибку, что и лидеры стран Запада, когда сочли, что с фашистским режимом можно договориться, что он будет соблюдать достигнутые соглашения.


Документы и материалы

Из текста пакта Бриана - Келлога, 27 августа 1928 г.:

«Статья 1-я. Высокие договаривающиеся стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.

Статья 2-я. Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 275-276.)

Из выступления А. Гитлера, 5 ноября 1937 г.:

«Германская политика должна иметь в виду двух заклятых врагов - Англию и Францию, для которых мощный германский колосс в самом центре Европы является бельмом на глазу, причем оба государства заняли отрицательную позицию и в вопросе дальнейшего усиления Германии как в Европе, так и в других частях света <...> Если фюрер будет еще жив, то не позже 1943- 1945 гг. он намерен обязательно решить проблему пространства для Германии».

Вопросы и задания

1. Почему 1920-е гг. называют «десятилетием пацифизма»? Как вы объясните подписание пакта Бриана-Келлога странами, которые не могли решить свои противоречия перед первой мировой войной? Проанализируйте текст пакта. Имел ли он шанс надолго определить отношения между странами мира?
2. Чем вы можете объяснить появление очагов агрессии в 1930-е гг.? Покажите их на карте.
3. Что собой представляла политика умиротворения агрессора в Европе? К каким результатам она привела?
4. Была ли неизбежной вторая мировая война? Что могло бы остановить подготовку к ней?
5. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе? В чем состояли причины бессилия Лиги Наций?
6. Как гражданская война в Испании повлияла на общую ситуацию в Европе?
7. Охарактеризуйте агрессивные действия гитлеровской Германии в 1930-е гг. Проанализируйте выдержку из выступления Гитлера в 1937 г., сравните ее с более ранними известными вам заявлениями. В чем состоят различия между ними?
8. Что заставило руководство СССР резко изменить внешнеполитический курс и пойти на соглашение с Германией? Как вы думаете, был ли этот шаг неизбежен? Какое влияние на политику СССР оказала агрессия Японии в Азии?

Поздно ночью 23 августа 1939 года в Кремле советский комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов подписал с германским министром иностранных дел Иоахимом Риббентропом пакт о ненападении. Хотя это был лишь договор о нейтралитете, он, как правило, рассматривается историками как наиболее очевидная, непосредственная причина второй мировой войны. Это событие привело к военным действиям и потому заслуживает внимательного рассмотрения. До какой степени разделяет Советский Союз с нацистской Германией вину за возникновение войны? Некоторые историки идут в своих аргументах дальше. Они уделяют первостепенное внимание подписанным месяц спустя совершенно секретным протоколам, разделившим Восточную Европу на сферы влияния. Именно секретные протоколы, утверждают они, а не пакт о ненападении, отражают истинные цели советской внешней политики. Договор заложил основы прочного союза между Германией и Советским Союзом. Как мы видели в первой главе, Суворов в своих аргументах заходит еще дальше. Он считает, что Сталин стремился к такому соглашению с середины 20-х годов, рассчитывая, развязав войну, создать благоприятные условия для революции. После того как Германия и страны Запада истощат себя, Россия вступит в войну и расширит свою территорию за счет Европы.

Было бы явной ошибкой категорически отрицать этот аргумент и разделять противоположное мнение советских историков, которые постоянно утверждали, что в своей внешней политике в 30-е годы Сталин руководствовался высокими моральными соображениями. Тенденция разделить эти два соглашения - пакт о ненападении и секретные протоколы - не выдерживает критики, так как они являлись составной частью единой политики и служили одной цели. Хотя окончательное решение подписать пакт, возможно, было принято лишь в августе 1939 года, ориентация на Германию произошла не в результате срыва переговоров с Западом. Переговоры с Германией были начаты весной 1939 года и велись одновременно с переговорами со странами Запада.

Чтобы яснее и объективнее оценить советскую внешнюю политику 30-х годов, необходимо определить основополагающие принципы этой политики. Проанализировав постепенную эволюцию советской внешнеполитической доктрины в первое десятилетие после революции, нельзя не прийти к выводу, что в своей внешней политике накануне войны Сталин вряд ли руководствовался антинацистскими настроениями, восхищением или враждой лично к Гитлеру или желанием совершить коммунистическую революцию в Европе. С учетом враждебного окружения, которое все больше смыкалось вокруг Советского Союза в 30-е годы, а также огромного ущерба, нанесенного индустриализацией и коллективизацией, советская политика ни в коей мере не определялась экспансионистскими соображениями. Сталин явно старался укрепить национальную безопасность. Изменения в советской политике были вызваны не столько отвращением к фашизму по моральным и идеологическим соображениям, сколько растущей немецкой угрозой, проведением Германией активной политики и отказом от духа Рапалло. Для определения нового курса потребовалось время, но уже к декабрю 1933 года Политбюро выработало политику коллективной безопасности. Она была расчетливой и осторожной, чтобы не оттолкнуть Германию и одновременно обеспечить безопасность России. Идеология осадного положения и акцент на экономическом подъеме страны, так ярко проявившиеся во время военной угрозы в 1927 году, были возрождены Сталиным на XVII съезде Коммунистической партии в начале 1934 года:

«У нас не было ориентации на Германию, так же, как у нас нет ориентации на Польшу и Францию. Мы ориентировались в прошлом и ориентируемся в настоящем на СССР и только на СССР».

Ясная и последовательная, с небольшими тактическими отклонениями, политика строилась на осознании потенциальной опасности, исходящей от всего капиталистического мира, будь то фашистская Германия или западные демократии. Стремясь в отношениях с державами к балансу столь чуждому для марксистской теории, отвергающей идею поддержки одной капиталистической державы против другой, Сталин стремился защитить российскую революцию. Это было достигнуто в 20-е годы сотрудничеством с Германией в духе Рапалло, а после прихода Гитлера к власти - попытками воздвигнуть барьер против появившейся серьезной опасности со стороны Германии. Один из ведущих авторитетов Запада пришел к выводу, что Сталин «виновен, видимо, в целом ряде ошибок во время проведения курса на коллективную безопасность, но сам курс, несомненно, был искренним».

Не встречая реального противодействия, в марте 1938 г. Гитлер осуществил аншлюс (присоединение к Германии) Ав-стрии . Западные державы рассматривали поглощение Австрии не как акт нацистской агрессии и ревизию Версальского договора, а как шаг на пути «умиротворения» Германии.

Следующей жертвой стала Чехословакия. Воспользовавшись не-решённостью национальных проблем в этой стране, фюрер потребо-вал передачи Германии Судетской области , в основном населённой немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась международная конференция глав правительств Германии, Италии, Англии и Фран-ции, на которой западные страны фактически предали своего союз-ника — Чехословакию, согласившись на отторжение от неё промыш-ленно развитых Судетов. Потеряв пограничные укрепления и склады вооружений, чехословацкая армия лишилась возможности оказывать серьёзное сопротивление агрессору. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию , а в Словакии было создано марионеточное го-сударство. Аншлюс Австрии и захват Чехословакии возвестили пра-вительствам и народам Европы о приближении войны и необходи-мости действенных мер для блокирования германской агрессии.

21 марта 1939 г., спустя неделю после аннексии Чехии , Германия предъявила Польше ультимативные требования о передаче ей «воль-ного города» Данциг и предоставлении экстерриториального права на строительство автострады и железной дороги в Восточную Прус-сию через принадлежавший Польше «Данцигский коридор». В тот же день на борту крейсера «Дойчланд» А. Гитлер направился в ли-товский порт Мемель (Клайпеду) с требованием вернуть этот город Германии. Польша отвергла ультимативные требования, Литва же вынуждена была отдать Клайпеду. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, заключённый в 1934 г. Англо-франко-со-ветские переговоры о взаимной помощи в случае гитлеровской аг-рессии также начались 21 марта. Эти переговоры велись вяло, без стремления к достижению скорейшего результата. Гитлер же дейст-вовал быстро и решительно, на опережение.

Насыщенными событиями оказались и два следующих месяца. 15 апреля Ф. Д. Рузвельт обратился к А. Гитлеру и Б. Муссолини с призывом в течение 10 лет воздержаться от нападения на перечис-ленные в обращении 31 государство. Кроме того, президент США выступил с инициативой созыва международной конференции по вопросам разоружения и мирного сотрудничества. Предложение поддержали Великобритания, Франция и СССР, но конференция была сорвана Германией и Италией. В свою очередь, уже через два дня СССР предложил Великобритании и Франции заключить трой-ственный союз о взаимопомощи. Но эти страны, действуя само-стоятельно, заявили о готовности помочь Польше в случае нападе-ния на неё, а также выступили гарантами независимости Румынии и Греции. Хотя реально выполнить эти обязательства двум самым сильным державам Западной Европы без союза с СССР было прак-тически невозможно.

Германия продолжала вести агрессивную политику: она денон-сировала англо-германский договор о военно-морском флоте, предъявила повторный ультиматум Польше и подготовила план во-енных действий против неё. В мае между Германией и Италией был заключён военно-политический договор. Нападению Японии в районе реки Халхин-Гол подверглась Монголия. СССР, согласно своим обязательствам, оказал ей помощь. Военный конфликт на Дальнем Востоке приобрёл масштабный характер.

В августе события стали развиваться с невероятной быстротой. В Москву была направлена англо-французская военная делегация, которая, однако, не обладала должными полномочиями для заклю-чения конкретного по взаимным обязательствам договора. Перего-воры, которые продолжались с 11 по 21 августа, зашли в тупик. Гер-манское и советское политическое руководство начали искать пути к сближению. С целью развязать себе руки для агрессии против Польши Гитлер решил нейтрализовать СССР . И. В. Сталин, разуве-рившись в возможности заключения договора с Великобританией и Францией, но убеждённый в близости империалистической войны, решился на сговор с Гитлером. Материал с сайта

В результате 23 августа 1939 г. гитлеровским министром ино-странных дел Иоахимом Риббентропом и советским наркомом ино-странных дел В. М. Молотовым был заключён договор о ненападе-нии . С формальной точки зрения в этом документе не было ничего предосудительного. Однако все понимали, что договор открывал «зелёную улицу» гитлеровской агрессии против Польши. Более того, между Германией и СССР было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния в Европе — так называемый секретный протокол , со-гласно которому СССР претендовал на часть Польского государст-ва, включавшую Западную Украину и Западную Белоруссию, т. е. на земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору 1921 г. Герма-ния признавала особые интересы СССР в Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, вошедшей в состав Румынии в 1918 г.

1.Введение…………………………………………………………………2

2. Предпосылки политики «коллективной безопасности»……………..2

3. Развитие «коллективной безопасности» в середине 30-х годов…….4

4. Провал политики «коллективной безопасности»…………………….9

5.Заключение……………………………………………………………..12

6. Литература………...……………………………………………………13

Введение.

В конце 20 начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

Предпосылки политики «коллективной безопасности»

Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась в начале 20-х годов. Первым договором стал советско-английский торговый договор от 16 марта 1921г. Вскоре было подписано советско-германское временное торговое соглашение. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией. Данией и Чехословакией. В 1922г. в Генуе прошла Международная экономическая и финансовая конференция, в которой приняли участие 29 стран. Вопросы о разоружении, поставленные советской делегацией, были отклонены другими делегациями. Позиция западных держав включала требования уплаты долгов царского и Временного правительства, возвращение национализированной собственности иностранцам, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах. К согласию не пришли. Было решено передать спорные вопросы на рассмотрение на конференцию экспертов в Гаагу. Конференция в Гааге закончилась безрезультатно. Участие в Лозаннской мирной конференции в 1922г., на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Более результативно для СССР складывались двусторонние отношения. В ходе Генуэзской конференции в Рапалло был подписан двусторонний советско-германский договор(1922г.). Его подписание было расценено, как попытка сорвать Версальскую международную систему, которая стала складываться в послевоенной Европе. В октябре 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция, в 1926 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении и нейтралитете. Сложнее развивались советско-английские отношения. Долгое время отношения были очень напряженными. Проявлением этого был меморандум Керзона, содержащий ряд ультимативных требований: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, прекращение религиозных преследований в СССР и др. Опасаясь эскалации напряженности, советское правительство пошло на удовлетворение ряда требований. Окончательно конфликт между Москвой и Лондоном был урегулирован в 1923 г. После этого, в январе 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. В августе этого же года был подписан Общий договор и Договор о торговле и мореплавании. Обострение дипломатических отношений произошло в 1926 г. во время стачки английских горняков, когда советское руководство через профсоюзы оказало помощь бастующим. В 1927 г. дипломатические отношения между странами были разорваны. С другими странами дипломатические отношения были более стабильными. Установлены и поддерживаются дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией и Францией. Только с США не установлены отношения.

В это время СССР проводит более активную политику в отношении азиатских стран. После окончания гражданской войны укрепило мирные отношения с государствами, расположенными на южных рубежах страны - с Ираном, Афганистаном, Турцией. К концу 20-х годов усилилось влияние СССР на мировой арене. Период конца 20-х - середины 30-х годов характеризовался относительно стабильным положением на западных границах СССР; положение на восточных рубежах было иным. Конфликт на КВЖД в 1929г., японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае 1931-32 гг., переросшая в войну между Японией и Китаем. Отношения между Китаем и СССР восстановились к 1932г., отношения с Лондоном возобновились в 1929г. Отношения СССР и США в этот период были нестабильными. Дипломатические отношения с США были установлены в 1933г., после прихода в Белый дом Рузвельта.

С середины 30-х годов Москва активно поддерживает идеи создания систем коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которые должны были привести к союзу с демократическими странами и к изоляции Германии и Японии. В 1934г. СССР приняли в Лигу Наций - международную организацию, предшественницу ООН.

Развитие «коллективной безопасности» в середине 30-х годов.

Развитие международных отношений в 30-е годы проходило в сложной обстановке. Капиталистический мир был потрясен экономическим кризисом 1929–1932 гг. Кризис привел к обострению внутренних противоречий, усилил экономическое и политическое соперничество между крупными империалистическими державами. Приход к власти нацистов имел далеко выходящее за национальные рамки значение и оказал сильное влияние на изменение всего политического климата на Европейском континенте. Агрессивная милитаристская сущность фашистских режимов, их яростная антибольшевистская и антисоветская пропаганда стали оказывать всевозрастающее воздействие на выработку внешнеполитического курса европейских государств. Возросла угроза странам - победителям в первой мировой войне, и в то же время укрепились расчеты Лондона и Парижа использовать нацистский режим в качестве «бастиона» против большевизма.

Политика Советского правительства была направлена на обеспечение безопасности СССР и предотвращение войны. Государственное и партийное руководство СССР считало, что враждебное социализму капиталистическое окружение неизбежно предпримет военные акции против Советского Союза. В середине 30-х годов стало ясно, что наиболее вероятными противниками в войне выступят Германия, Италия и Япония. В Советском Союзе был взят курс на интенсивное развитие военных отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны.

В то же время советское руководство считало необходимым укрепить международное положение страны путем расширения связей с неагрессивными капиталистическими государствами, создать на договорной основе систему коллективного отпора агрессии. Отношения Советского Союза с капиталистическими странами характеризовались глубоким взаимным недоверием и подозрительностью. В СССР существовало вполне обоснованное опасение относительно возможности формирования единого антисоветского блока империалистических государств. Для советского руководства не было секретом, что германский лозунг «Дранг нах Остен» встречал весьма благожелательное отношение в Париже и Лондоне, что агрессия фашистских государств может быть направлена против СССР.

Политика Советского Союза в свою очередь вызывала недоверие со стороны западных держав. Тезис ВКП(б) о неизбежности крушения капитализма и победы социалистической революции в мировом масштабе трактовался на Западе как программа советского экспансионизма. Поддержка Советским Союзом революционных движений расценивалась правыми лидерами буржуазии как проявление «революционного мессианства Советов». Победы Народных фронтов в Испании и Франции в 1936 г. напугали буржуазию Западной Европы, которая поспешила объяснить успехи левых сил «происками Москвы». Курс советского руководства на повышение военного потенциала СССР использовался антикоммунистической и антисоветской пропагандой для распространения мифа о «советской военной угрозе». Многие политические лидеры Запада, рассматривая нацистскую Германию как «бастион против большевизма», обосновывали таким путем политику «умиротворения» агрессора, которая фактически поощряла замыслы наиболее реакционных сил империализма, направленные против СССР.

В 1935 г. Советский Союз уже имел дипломатические отношения с 36 странами мира, в том числе со всеми ведущими капиталистическими державами. Советское правительство заключило договоры о дружбе с Турцией и Йеменом, договор о гарантиях и нейтралитете с Ираном, договоры о ненападении с Латвией, Эстонией, Польшей, Францией, Италией и Афганистаном. В 1936 г. был подписан протокол о взаимопомощи между СССР и Монгольской Народной Республикой. Расширение связей Советского Союза с другими государствами увеличивало возможности активного влияния советской политики на развитие международных отношений.

Отношение Советского государства к Лиге Наций не оставалось неизменным. В первые годы существования Советской власти эта международная организация, созданная после окончания первой мировой войны, занимала антисоветские позиции, объединяя империалистические державы в борьбе против Советской России. Однако международная обстановка менялась. Советское государство превратилось в державу, с существованием которой приходилось считаться всем странам мира. Агрессия Японии в Китае, рост военных приготовлений фашистской Германии, выход этих государств из Лиги Наций создавали непосредственную военную угрозу в Европе и Азии. В этих условиях участие СССР в международной организации, устав которой предусматривал противодействие агрессии, стало желательным для многих стран - членов Лиги Наций. Инициативу в приглашении СССР в Лигу Наций взяла на себя Франция.

В решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 декабря 1933 г. был включен пункт о возможности при определенных условиях вступления СССР в Лигу Наций. Советское руководство не переоценивало эффективность деятельности Лиги Наций, но считало возможным участвовать в коллективных акциях этой международной организации против военной угрозы со стороны наиболее агрессивных сил империализма.

15 сентября 1934 г., получив от имени 30 стран - членов Лиги Наций приглашение вступить в эту организацию, НКИД СССР направил председателю XV Ассамблеи Лиги Наций письмо, в котором указывалось, что Советское правительство принимает приглашение как выражение желания большинства членов Лиги Наций сотрудничать с Советским Союзом, готово стать членом Лиги Наций и принять на себя соблюдение международных обязательств, вытекающих из Устава Лиги. Советское правительство официально заявило, что оно не несет ответственности за решения, принятые Лигой Наций до вступления СССР. Кроме того, СССР выразил свое несогласие с принятой Лигой Наций системой мандатов, которая фактически являлась формой колониального господства, а также высказал сожаление по поводу отсутствия в статье 22 Устава обязательств расового равноправия. Глава советской делегации на XV Ассамблее Лиги Наций в своей речи 18 сентября подчеркнул, что Советский Союз вступает в международную организацию как государство новой социально-политической системы, сохраняя присущие ей особенности.

По мнению Советского правительства, эффективность коллективных мер по противодействию агрессии могла быть обеспечена только в том случае, если будет достигнуто согласие международного сообщества по определению реальной опасности, если будет создана международно-правовая основа для установления самого факта агрессии. Поэтому еще ранее, на Конференции по сокращению и ограничению вооружений в феврале 1933 г., советская делегация внесла проект декларации относительно определения агрессии. Советский Союз предлагал дать наиболее полное определение агрессии, т. е. зафиксировать различные действия нападающей стороны, которые могут повлечь за собой политические, экономические и военные санкции мирового или регионального сообщества в рамках коллективной безопасности во имя сохранения мира.

Предложенная Советским Союзом декларация по определению агрессии явилась новым явлением в международном праве и получила широкий отклик в мировом общественном мнении и в правящих кругах многих государств. В июле 1933 г. СССР подписал конвенцию об определении агрессии с 10 государствами: Эстонией, Латвией, Польшей, Румынией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Чехословакией, Югославией и Литвой. В январе 1934 г. к конвенции присоединилась Финляндия. Однако ведущие капиталистические страны - США, Великобритания, Франция, Италия, Германия и Япония - не подписали конвенцию, ослабив тем самым основы создания коллективной безопасности. Развивая концепцию коллективной безопасности, советская дипломатия предлагала дополнить механизм обеспечения мира наряду с деятельностью Лиги Наций системой региональных пактов. В беседе с французским министром иностранных дел Л. Барту в Женеве 18 мая 1934 г. нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов говорил о системе многосторонних пактов, которые должны были охватить государства тех регионов, где назревала угроза войны и агрессии. Советский нарком считал целесообразным образовать «три замкнутых круга» - восточноевропейский, тихоокеанский и средиземноморский, которые могли сформироваться в результате региональных соглашений о взаимной помощи против агрессии с участием государств, заинтересованных в сохранении мира в этих районах. По мнению Советского правительства, региональные пакты должны были иметь тесную связь с Лигой Наций и создавать более гибкий и более эффективный механизм противодействия агрессии.

Провал политики «коллективной безопасности»

Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1930 г. оккупировала всю Чехословакию.

На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К Кукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

1 сентября 1939г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства. Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз.

Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Бели Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы

Заключение

Ценным вкладом в практику международных отношений явились советские предложения по разоружению, по определению агрессии, созданию региональных пактов взаимопомощи. Советская дипломатия получила опыт деятельности в Лиге Наций и стала постоянным и активным участником важнейших международных форумов. Безусловным успехом советской внешней политики явилось заключение договоров о взаимопомощи с Францией и Чехословакией.

Главная причина неудач политики коллективной безопасности состояла в том, что советской дипломатии не удалось преодолеть враждебность правящих кругов Запада к Советскому государству. Идеологическая конфронтация между социализмом и капитализмом тормозила развитие межгосударственных отношений, антисоветизм и антикоммунизм стали той основой, которая привела к мюнхенскому сговору. В 1938–1939 гг. нарастали кризисные явления во взаимоотношениях СССР с ведущими капиталистическими странами, усиливалась тенденция к политической изоляции СССР.

Отрицательное влияние на развитие международных отношений оказывала непоследовательная и противоречивая политика Вашингтона, Лондона и Парижа, которые не сумели преодолеть взаимное соперничество и выработать единую позицию в отношении агрессивных государств. Следует учитывать также то, что СССР выступал на международной арене без верных и надежных союзников. На неблагоприятное развитие международных отношений в немалой степени повлияли просчеты и ошибки советского политического руководства.

Использованная литература:

1. Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. П.А. Цыганкова. М., 2004

2. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. М., 1997.

3. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.

4. Ильин Ю.Д., История права коллективной безопасности. Курс лекций

5. Кейтель В. Размышления перед казнью. Смоленск. Русич. 2000

6. Род кризиса. 1938-1939. Том 1. Документы и материалы. М., 1990

7. Вторая мировая войт в воспоминаниях… М., 1990.

8. Тейлор А. Дж. П., Якобсен Г.-А. Вторая мировая война: Два взгляда; М 1995


Ильин Ю.Д., История права коллективной безопасности. Курс лекций

Международные отношения: теории, конфликты, организации:

Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. М., 1997.







2024 © sweep-business.ru.