Тюр, Тир или Тив (Týr, также Ziu) - однорукий бог воинской доблести, бог космического закона и порядка. Тюр, Тир или Тив (Týr, также Ziu) - однорукий бог воинской доблести, бог космического закона и порядка Бог тюр в скандинавской мифологии


Имена: скандинавское - Тор (Thor), английское - Тунор (Thunor), голландское - Донар (Donar), германское - Доннер (Donner).
Тотемные животные: козёл, бык
Личные печати: свастика, солнечное колесо, щитовой узел
Магические орудия: молот, пояс, рукавицы, колесница
Цели воззвания: защита плодородия земли, хорошая погода, сила

На первый взгляд может показаться, что Тор соответствует Марсу или, как утверждает Алистер Кроули в "Книге 777", Аресу и Гадесу. Однако предложенное Кроули соотнесение с Гадесом нельзя не признать ошибочным: если в скандинавской мифологии и найдутся аналоги этого божества, то таковыми будут Один и Хель, дочь Локи. Другое соотнесение - с Аресом или Марсом, - кажется вполне очевидным, так как всем три эти бога связаны со стихией огня. И всё же между Тором, с одной стороны, и Аресом - с другой наблюдаются весьма важные различия, сбрасывать которые со счетов мы не имеем права. Главн ое из них состоит в том, что безусловно связанную с Аресом планету Марс невозможно поставить в соответствие Тору, так как Тор - сын богини земли Ёрд и именуется "Сыном земли". Поэтому Тор тесно связан с ростом растений и особо покровительствует всем земледельцам. В сущности, Тора следует признать богом плодородия. Молот Тора символизирует мужскую силу и плодовитость.

Другое отличие Тора от Ареса заключается в том, что Арес - агрессивный бог, архетип воина, а Тор при всей своей силе и воинской доблести - не агрессор, а защитник Асгарда и Мидгарда. Тор - миролюбивый по натуре, дружелюбный и добродушный персонаж. Он даёт волю гневу лишь тогда, когда находящимся под его опекой угрожает опасность. Он - друг и защитник людей.

Тора часто представляют простоватым и недалёким. Но это - поверхностное суждение. Если рассматривать этого персонажа с позиций современного оккультизма, то в одном из мифов о Торе мы обнаружим глубокую тайну. Я имею в виду широко известный миф о том, как Тор лишился своего молота, составляющий часть эддической "Песни о Трюме". Пробудившись однажды, Тор увидел, что молот его исчез. Укравший его великан Трюм пообещал вернуть молот только при условии, что ему отдадут в жёны Фрейю. Хеймдалль придумал хитроумный план: он посоветовал Тору переодеться в платье Фрейи и скрыть лицо и бороду под свадебным покрывалом. Тор последовал совету и, явившись в сопровождении Локи в Страну великанов, убил Трюма и вернул себе молот.

В чём смысл этого мифа? Тор - самый мужественный и героический из богов. Это типичный боец, в отличие от полководца-Тюра и политика-Одина. Кроме того, Тор - покровитель плодородия и плодовитости, что сближает его с Фрейром. Молот Тора, как уже говорилось в разделе, посвящённом руне Турисаз (глава 2), символизирует его мужественность. Этот-то атрибут и похищает великан Трюм. Кроме того, руна Турисаз тесно связана с великанами. В сущности, великана Трюма можно интерпретировать как "тень" Тора. Для Тора единственный способ вернуть молот - переодеться женщиной, и не просто женщиной, а самой богиней любви Фрейей. В юнгианской трактовке, для того чтобы вновь обрести плодовитость, Тор должен достичь интеграции со своим женским началом, или анимой.

Обращают на себя внимание классовые различия между Тором и Одином. Один в эпоху викингов считался богом правящего класса. Тор же представлялся покровителем трудовых классов - бондов (свободных земледельцев) и рабов. У социалистов его атрибут, молот, стал символом рабочего класса. Жена Тора, Сив, почиталась в странах Севера как богиня зерна. Её золотые волосы - символ спелых колосьев. Следовательно, она может ассоциироваться с серпом. После смерти рабы приходят в чертоги Тора. Тор - защитник всех тружеников и обездоленных. Поэтому неудивительно, что именно Тор был самым популярным из скандинавских богов и культ его был распространён гораздо шире, чем культ Одина. Тор заботится о земле и о простом народе, так что борцам за чистоту окружающей среды стоит взывать о помощи именно к нему.

Имена: скандинавское - Тюр (Tyr), английское - Тиу (Tiw), голландское - Зио (Zio), германское - Зиу (Ziu).
Личные печати: руна Тейваз
Магические орудия: щит, шлем, меч
Цели воззвания: правосудие, битва, скрепление клятв

Образ Тюра зародился ещё на заре индоевропейской истории. Древнейшее имя, под которым он был известен в общегерманский период, - Тейваз (Teiwaz) - сохранилось в футарке как название связанной с ним руны. Известны ещё два имени богов, восходящие к тому же протогерманскому периоду: Воданаз (Wodanaz) и Турисаз (Thurisaz). Все эти имена оканчиваются на - az. Можно предположить, что суффикс - az - это ранняя форма более позднего ass или, в англосаксонском варианте, oss. Слово ass означает "бог, божество". Попробуем соотнести эти данные с другими божественными именами. Во-первых, рассмотрим имя "Воданаз". Wuot, его древнейшая форма, означает "ярость" или "буря". Таким образом, Wodenaz - эт о "яростный бог бури". Thurs означает "великан" (это значение сохранилось и в современном исландском языке). Так как - az означает "бог", то имя Thurisaz следует перевести как "бог-великан", что весьма точно описывает личность Тора. А имена Tei и Ziu происходят от древнейшей формы djevs, означающей "небо" или "свет". Таким образом, Teiwaz означает "небесный бог". Отсюда его связь с солнечной силой и дневным светом.

Изначально Тюр был Всеотцом и небесным богом. Восточные саксы знали его под именем "Сакснот" и почитали как предка королей Эссекса. "Шлемом Тюра" называли аконит. Из сторон света Тюру соответствует восток, а главная его руна - Тейваз. К Тюру взывают с просьбами о восстановлении справедливости, о помощи в битвах и судебных тяжбах, о поддержании закона и порядка.

Кроме того, его призывают в свидетели клятвы. Воинам Тюр дарует мужество и отвагу, победу и доблесть. В современной оккультной практике к Тюру чаще обращаются за помощью в судебных процессах. В исландской традиции Тюр предстаёт одиноком богом - супруги у него нет. Однако в эддической песни "Перебранка Локи" сохранилось смутное указание на то, что женой Тюра могла быть великанша Ангрбода. Локи говорит: "Ты, Тюр, молчи! // От меня родила // жена твоя сына". Сын, о котором идёт речь, - это, по-видимому, не кто иной, как Фенрир. Впрочем, в более древней германской традиции супругой Зиу выступает богиня Зиса (Zisa).

Обращают на себя внимание свидетельства того, что изначально Тюр представлялся двуполым божеством и, подобно многим германским богам, имел женского двойника - Зису. Сам Тюр в этом контексте именовался "Зио". Та же идея божественных близнецов воплощена в парах Фрейр-Фрейя и Ньёрд-Нертус. Характер отношений внутри подобных пар не вполне ясен. Иногда божества такого рода представлены как брат и сестра, а иногда - как муж и жена.

У англосаксов Тиу играл не менее важную роль, чем Один - у скандинавов. Римляне отождествили Тиу с Марсом, но это не вполне корректно. Если Марс был богом воинов, то Тиу - покровителем судей и законодателей. Лингвистически Тиу связан с Зевсом, который также был главой пантеона. В первую очередь, Тиу - законодатель, учредитель закона и порядка, и как бог-воин он действует только в этом контексте - когда закон и порядок нарушаются. Назвать его безмозглым мясником никак нельзя. Черты жестокости северные божества приобрели только с ходом времени; изначально же они были куда более человечными. Лучший тому пример - превращение лесного бога-шамана Водана в кровожадного Одина викингов. Можно предположить, что схожую трансформацию претерпел и Тюр. Впрочем, присущее Тюру благородство заметно даже в позднем мифе о том, как этот бог, единственный из всех асов, отважился положить руку в пасть Фенриру как залог соблюдения клятвы. Но в этом же мифе Тюр - покровитель закона, честности, истины и справедливости - выступил первым в мире клятвопреступником. Как ни парадоксально, именно богу справедливости приходится нарушить слово и поплатиться за это правой рукой. Один тоже жертвует собой, но если он идёт на это ради знания и власти, то самопожертвование Тюра - поступок всецело альтруистический. И тем не менее, именно он первым в мире нарушает данную клятву.

Тюра причисляют к разряду солнечных божеств. Твёрдо установлено, что у большинства германских народов Тюр изначально почитался как Всеотец. Тацит упоминает его под именем Туиско и называет сыном Нертус, Матери-Земли, которая в позднейших мифах предстаёт его супругой. По-видимому, она тождественна Зисе (не исключено, что последнее имя было локальным). Согласно преданию, сыном Туиско был Манназ. У него, в свою очередь, родилось три сына - Ингвио, Ирмио и Иствио, в честь которых получили свои названия главные германские племена. На землях Фризии бытовал культ местного бога Форсети, который также упоминается в эддах. Он дал фризам законы и научил их принципам самоуправления. Первый свод законов на территории Германии назывался "Asegabook". Мне представляется, что Форсети - ещё один вариант Тюра. Викинги тоже его знали, хотя и считали сыном Бальдра.

Тейваз - первая руна последнего этта. Непосредственно за ней следует Беркана, связанная с богиней Берхтой. Эту пару рун можно интерпретировать как символы Неба-Отца и Земли-Матери. Следующие две руны - Эваз ("лошадь") и Манназ ("человек"). Из этого можно сделать вывод, что Тюр и Беркана породили всех животных и людей. Кроме того, Тюр непосредственно связан с небом и ассоциируется с различными звёздами. У древних персов звезда Сириус носила имя "Тир". Слово tir на персидском означает "стрела", а руна Тейваз по форме подобна стреле. Традиционное оружие Тюра - меч, однако возникает вопрос: давно ли северные народы узнали о существовании мечей? Луки и стрелы служили оружием задолго до того, как появились первые мечи. Так что древнейшим оружием Тюра вполне могла быть именно стрела.

В "Англосаксонской рунической поэме" о Тюре говорится:

Тюр - знак особый. С князьями он в слове твёрд.
Он вечно в пути над ночною тьмой.
Он никогда не подводит.

Эту строфу можно истолковать как указание на Полярную звезду, по которой ориентировались северные мореплаватели. Тюр здесь метафорически представлен в образе этой кормчей звезды, а руна Тейваз в гадании может обозначать необходимость придерживаться избранного курса.

Мифология разных народов отличается, но при этом есть схожие мотивы. Верования людей того времени основывались на многобожии и у каждой значимой фигуры древнего скандинавского пантеона были свои особенные задачи, которые выполняли во благо или во вред обычного народа.

Скандинавские боги

Мифология скандинавов имеет связь с викингами, воинами и конунгами, которые создавали богов и историю. К тому же климатические условия того времени позволяли людям заниматься земледелием и скотоводством. История скандинавских богов делит их на две основные группы: покровители войны и земли. Они во многом схожи с обычными людьми, так у них есть и положительные, и отрицательные качества.

Бог Один в скандинавской мифологии

Главным и верховным богом скандинавского пантеона был Один, которого называли отцом богов, воином, мудрецом и ведуном. Его считали покровителем войны и победы. Современные исследователи считают, что скандинавский бог Один управлял аристократией.

  1. К особым символам этого божества относят Валькнут («узел павших»), который олицетворял воинов, павших в битвах.
  2. У Одина есть несколько характерных атрибутов, например, гунгнир – копье, которое никогда не промахивалось. Его выковали для бога темные альвы. Верховный бог в скандинавской мифологии имеет и другой знаменитый атрибут – семиногий конь, который передвигался быстрее ветра.

Бог Локи в скандинавской мифологии

Популярный скандинавский бог, который является ярким и пафосным персонажем – Локи. Он был уникален тем, что жил с асами в Асгарде, но он происходил из другого рода. Скандинавский был обманщиком и хитрецом и его приняли другие за его ум и изворотливость.

  1. Он всегда находился в поиске и ему были интересны тайны Вселенной.
  2. Локи является мстительным, завистливым и бесчестным.
  3. В предсказаниях указывается, что Локи будет биться на стороне Хель против асов и умрет он в борьбе с Хеймдалем.
  4. Есть предположение, что Локи является производным от древнеисландского слова, которое означает «запирать или завершать». В другой версии это скандинавское божество сближено с культом медведя и волка.
  5. Изображение Локи можно найти в «Младшей Эдде», где его представляют невысоким и красивым с длинными волосами и бородой.
  6. Он является главным виновником смерти Бальдра, поскольку он подложил его брату ветку, которую тот выпустил и поразил бога весны.

Бог Тор в скандинавской мифологии

Один из самых популярных богов, который был покровителем грома и бури является . Он приходился сыном Одину и Ерде. Он занимал вторую позицию по значимости после Одина. Представляли его с большой бородой рыжего цвета. Тор обладал могучей силой и любил ею мериться со всеми. Многие были наслышаны огромным аппетитом этого бога.

  1. Скандинавский бог Тор имел волшебное снаряжение – молот и железные рукавицы, без которых нельзя было удерживать рукоятку раскаленного орудия. Был у него и пояс, который удваивал силу. С таким снаряжением Тор считался непобедимым.
  2. Он передвигался по небу на бронзовой колеснице, которую тащили два козла. Тор мог в любое время съесть их, а затем, при помощи своего молота воскресить останки.
  3. Скандинавская мифология описывает, что Тора часто сопровождал хитрый Локи, который держался за его пояс.
  4. Считают его главным защитником от врагов, так он мог обратить силы недругов против них самих. Своей энергетикой он может очищать окружающее пространство от негатива.
  5. Считают Тора помощником рабочих и крестьян.

Бог Тюр в скандинавской мифологии

Покровителем правосудия и рационального мышления был Тюр или Тиу. Скандинавы называли его богом истинной веры. Он приходился сыном Фригг и Одину. Тюра считали еще богом битвы. Скандинавы тесно связывали культ этого бога с Одином, так, например, обоим в жертву приносили повешенных.

  1. Германо-скандинавская мифология представляет Тюра одноруким богом воинской доблести, который хранит воинские правила и покровительствует поединкам.
  2. Согласно некоторым версия Тюр мог изначально быть богом неба, полномочия которого потом перешли к Одину и Тору.
  3. В мифе, описывающим обуздание волка Фенрира, бог Тюр для того, чтобы подтвердить, что надетая на животное цепь не принесет ему вреда, положил ему в пасть свою правую руку, которую тот откусил. Отсюда и пошло название «однорукий».

Скандинавский бог Видар

Сыном Одина и великанши Грид был бог мщения Видар. Его цель – отомстить за своего отца, чьей проекцией он является. Герои скандинавской мифологии имели несколько обязательств, и Видар не является исключением, так его считали еще богом безмолвия и помощником в кризисных ситуациях.

  1. Согласно преданиям в день гибели богов огромный фолк Фенрир поглотит Одина, но после этого его убьет Видар. Его часто представляют, как струю воду, а волка огнем.
  2. Древние скандинавы считали, что этот бог является олицетворением девственного леса и сил природы.
  3. Жил Видар в Ландвиди (далекой земле), где в густом лесу находился чертог, украшенный ветками и цветами.
  4. В скандинавской мифологии представляют Видара высоким красавцем, который был облачен в железные доспехи. На поясе у него находился меч с широким лезвием. Обут он в железные или кожаные башмаки, которые должны были служить защитой от волка Фенрира, которого тот с успехом одолел. Стоит сказать, что в мифах упоминается только об одном башмаке.
  5. Считается, что Видар после смерти Одина займет его место и будет править новым миром.
  6. Скандинавы воспринимали Видара, символом обновления природы. Они считал, что вместе с ним вместо старого приходит что-то новое и прекрасное.

Скандинавский бог Хед

Одним из сыновей Одина и Фригг был Хед, который являлся богом тьмы. Он был слепым, мрачным и молчаливым, как считали, скандинавы олицетворением мрачности греха. В преданиях сказано, что Хед находится в Хель, где он ждет наступление Рагнарек (дня, когда все боги погибнут). Согласно преданиям он вернется в мир живых и встанет в ряды новых божеств, которые начнут править миром.

О нем не известного много информации, но мифы скандинавских богов описывают историю, как Хед убил своего родного брата Бальдра, который был богом весны. Фригг знала о том, что ее сын Бальдр вскоре умрет, поэтому она взяла обещание со всего существующего на земле, что могло навредить парню, за исключением побега омелы, которая казалась абсолютно безопасной. Этим воспользовался Локи, который взял ветку растения и вложил ее в руки слепого Хеда, и тот выстрелил из лука и случайно убил своего брата.


Богини скандинавской мифологии

Рядом с сильными богами находились и представительницы прекрасного пола, которые ничем им не уступали и имели широкий спектр обязанностей. Скандинавские мифы стали основой и вдохновением для многих мыслителей, военных и поэтов. Божественные персонажи того времени используются и в современной индустрии кино и развлечений. Многие язычники обращаются к скандинавским божествам до сих пор, например, скандинавская богиня Фрейя помогает людям в разных начинаниях. Считается, что скандинавская мифология стала символической основой для многих религиозных течений.

Богиня Фрейя скандинавская мифология

Покровительницей плодородия, любви и красоты была богиня Фрейя, которая к тому же являлась валькирией. Вместе с Одином они переходят в разные миры, собирая души, поэтому их еще называли божествами-шаманами. Имя «Фрейя» переводится, как госпожа или хозяйка дома.

  1. Представляли скандинавы ее красивой женщиной с длинными волосами золотого цвета и голубыми глазами.
  2. Богиня любви в скандинавской мифологии передвигалась на колеснице, в которую были запряжены две кошки.
  3. Она имела ценное украшение – янтарное ожерелье, которое получила за четыре ночи любви с карликами и они символизировали собой четыре стихии.
  4. Скандинавская богиня красоты обладала магическими силами, а надевая соколиное оперение, она могла летать.
  5. Фрейя была замужем несколько раз, но все ее мужья погибли или столкнулись с другими несчастьями.
  6. Обращались к богине люди, которые хотели освятить новое дело. Она позволяла раскрыть свой энергетический потенциал для . В дар ей приносили мед, цветы, выпечку, фрукты и разные украшения.

Богиня Фригг в скандинавской мифологии

Верховной богиней, которая была связана брачными узами с Одином, являлась Фригг. С того времени возник социальный статус для женщин, которые имели вес в обществе.

  1. Скандинавская богиня Фригг обладала обширными знаниями и могла рассказать о прошлом, настоящем и будущем.
  2. Она имеет отношение ко всему, что в той или иной мере связано с семьей. Фригг помогала создавать, сохранить и уберечь от разных невзгод семью. Способствовала она и беременности. Считали ее покровительницей супружества и материнской любви.
  3. Скандинавская мифология представляла богиню высокой, красивой и статной женщиной, на голове которой находился убор из перьев цапли, а эту птицу считали символом молчания. Одежда у нее белого цвета, а еще был пояс из золота, с которого свисали ключи.
  4. Богиню часто представляли с прялкой, с помощью которой она делали нити, используемые в дальнейшем норнами для плетения человеческих судеб.

Скандинавская богиня Соль

Персонификацией солнца в мифологии скандинавов была богиня Соль или Суль. Считается, то она освящает мир магическими искрами, которые появляются из огненной земли. Согласно предсказаниям в день, когда произойдет конец света ее проглотит волк Сколь.

  1. Богиня Соль обладала способностью благословлять умирающих людей.
  2. У нее было два коня, впряженных в колесницу, на которой она передвигалась.
  3. Скандинавы считали Соль источником жизни, света и победы.
  4. Цвет этой богини – золотой, который олицетворяет солнце, но также ее представляли и в белых одеяниях.

Скандинавская богиня Эйр

В мифологии скандинавов за помощь людям и целительство отвечала Эйр, которая могла вылечить любое заболевание и раны. Согласно старинным преданиям девушке, которая сможет подняться на гору Лифья, удастся справиться со всеми болезнями.

  1. Богиня Эйр появилась из девятого соска Аудумлы и ее считают одной из старших богинь.
  2. Сначала она враждовала с асами – мужчинами-богами, но позже ей стали покровительствовать Тор и Хед.
  3. Жрицы перед тем, как явиться перед богиней-целительницей, должны были не употреблять мясо и фрукты, а еще не пить молоко и алкогольные напитки.
  4. В древних представлениях Эйр была девственницей.

Тюр (Тиу или Циу) был сыном Одина , согласно мнению некоторых мифологов, его матерью была Фригг, богиня богинь, по другой версии, безымянная великанша, олицетворявшая бушующее море. Он считался богом битвы и был одним из двенадцати главных богов в Асгарде. Хотя у него не было особого чертога, он занимал один из двенадцати престолов в большом зале в Глядсхейме, и его с радостью приветствовали в Вингольве и в Вальхалле.

Зал Глядсхейма из золота сделан,
двенадцать престолов златых стоят там кругом,
и самый высокий из них - Одина трон.
(Мэтыо Арнолд. Смерть Бальдра)

Народы Северной Европы обращались к Тюру, богу смелости и битвы, так же как и к Одину, с просьбой о даровании победы . То, что в пантеоне богов Тюр занимает следующее после Одина и Тора место, доказывает тот факт, что имя Тиу присвоено одному из дней недели, дню Тиу, который в современном английском стал вторником. Под именем Циу Тюр был главным божеством швабов, которые первоначально назвали свою столицу, современный Аугсбург, Цизбургом. В обычае здесь было поклонение мечу, главному атрибуту этого бога, в его же честь исполняли танцы с мечами. Иногда танцующие становились в две шеренги, скрещивали мечи остриями вверх и призывали самого смелого прыгнуть через них. В других случаях воины соединяли свои мечи остриями вместе, образовывая тем самым розу или колесо, а после этого приглашали своего предводителя встать в центр фигуры, сформированной из ровных, сверкающих лезвий мечей, после чего с ликованием вносили его в лагерь. Острие меча считалось настолько священным, что в обычае было произносить на нем клятвы.

Руны победы,
коль ты к ней стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
(Речи Сигдривы. Переводчик неизвестен)

Как считали древние жители Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, имел в своем подчинении белоруких дев валькирий, помощниц Одина. Они полагали, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, с тем чтобы в последней битве прийти на помощь богам.
Бог Тюр отправил
Гондуль и Скегуль
Народа Ингвов
Конунга выбрать,
Чтобы с Одином он поселился
В Вальхалле просторной.
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)

Тюр и Фенрир

Тюр обычно представляется одноруким, так же как Один одноглазым.

Когда асы заманили Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется "волчий сустав".

В последней битве Рагнарёк Тюр не встретится с Фенриров, уступая его Одину. Однако ему приготовлен достойный противник - "Гарм, лучший пес":

Тут вырывается на свободу пес Гарм,
привязанный в пещере Гнипахеллир.
Нет гео опасней. Он вступает в бой с Трюмом,
и они поражают друг друга насмерть".
(Младшая Эдда. Видение Гюльви)

Поклонение Тюру

Отличительной чертой культа этого бога среди франков и других народов Северной Европы являлось то, что священнослужители, которых называли друидами или годи, приносили человеческие жертвоприношения на алтарь этому богу. Сначала над жертвами убивали орла, предварительно вытянув ему крылья. Затем по обеим сторонам позвоночника жертвы делали разрезы, выворачивали ребра, обнажая при этом внутренности и вырывая их из тела. Конечно же, подобным образом обращались только с военнопленными, и среди народов Северной Европы считалось особой честью выдержать эту пытку без стонов. Эти жертвоприношения производились на грубых каменных алтарях, называвшимися дольменами, которые все еще можно увидеть в Северной Европе. Так как считалось, что Тюр был покровителем меча, то полагали необходимой гравировку его знака или руны на лезвие каждого меча. По свидетельствам Эдды, этот обычай считался обязательным для тех, кто хотел одержать победу.

Поклонение Тюру осуществлялось в разных местах (например, в Тюбингене, в Германии), где имя его было несколько изменено. Его имя также носит растение аконит, известное в странах Северной Европы как "шлем Тюра".

http://mifs.su/gods/tur.html

Имена: скандинавское - Тюр (Tyr), английское - Тиу (Tiw), голландское - Зио (Zio), германское - Зиу (Ziu).

Главная стихия : огонь

Дополнительная стихия : воздух

Цвета : пурпурный, тёмно-красный

Числа : единица

Личные печати: руна Тейваз

Магические орудия : щит, шлем, меч

Цели воззвания : правосудие, битва, скрепление клятв

Руны для работы : Тейваз, Райдо, Дагаз, Совуло, Манназ

Образ Тюра зародился ещё на заре индоевропейской истории. Древнейшее имя, под которым он был известен в общегерманский период, - Тейваз (Teiwaz) - сохранилось в футарке как название связанной с ним руны. Известны ещё два имени богов, восходящие к тому же протогерманскому периоду: Воданаз (Wodanaz) и Турисаз (Thurisaz). Все эти имена оканчиваются на – az. Можно предположить, что суффикс –az - это ранняя форма более позднего ass или, в англосаксонском варианте, oss. Слово ass означает «бог, божество». Попробуем соотнести эти данные с другими божественными именами. Во-первых, рассмотрим имя «Воданаз». Wuot, его древнейшая форма, означает «ярость» или «буря». Таким образом, Wodenaz - это «яростный бог бури». Thurs означает «великан» (это значение сохранилось и в современном исландском языке). Так как –az означает «бог», то имя Thurisaz следует перевести как «бог-великан», что весьма точно описывает личность Тора. А имена Tei и Ziu происходят от древнейшей формы djevs, означающей «небо» или «свет». Таким образом, Teiwaz означает «небесный бог». Отсюда его связь с солнечной силой и дневным светом.

Изначально Тюр был Всеотцом и небесным богом. Восточные саксы знали его под именем «Сакснот» и почитали как предка королей Эссекса. «Шлемом Тюра» называли аконит. Из сторон света Тюру соответствует восток, а главная его руна - Тейваз. К Тюру взывают с просьбами о восстановлении справедливости, о помощи в битвах и судебных тяжбах, о поддержании закона и порядка.

Кроме того, его призывают в свидетели клятвы. Воинам Тюр дарует мужество и отвагу, победу и доблесть. В современной оккультной практике к Тюру чаще обращаются за помощью в судебных процессах. В исландской традиции Тюр предстаёт одиноком богом - супруги у него нет. Однако в эддической песни «Перебранка Локи» сохранилось смутное указание на то, что женой Тюра могла быть великанша Ангрбода. Локи говорит: «Ты, Тюр, молчи! // От меня родила // жена твоя сына». Сын, о котором идёт речь, - это, по-видимому, не кто иной, как Фенрир. Впрочем, в более древней германской традиции супругой Зиу выступает богиня Зиса (Zisa).

Обращают на себя внимание свидетельства того, что изначально Тюр представлялся двуполым божеством и, подобно многим германским богам, имел женского двойника - Зису. Сам Тюр в этом контексте именовался «Зио». Та же идея божественных близнецов воплощена в парах Фрейр-Фрейя и Ньёрд-Нертус. Характер отношений внутри подобных пар не вполне ясен. Иногда божества такого рода представлены как брат и сестра, а иногда - как муж и жена.

У англосаксов Тиу играл не менее важную роль, чем Один - у скандинавов. Римляне отождествили Тиу с Марсом, но это не вполне корректно. Если Марс был богом воинов, то Тиу - покровителем судей и законодателей. Лингвистически Тиу связан с Зевсом, который также был главой пантеона. В первую очередь, Тиу - законодатель, учредитель закона и порядка, и как бог-воин он действует только в этом контексте - когда закон и порядок нарушаются. Назвать его безмозглым мясником никак нельзя. Черты жестокости северные божества приобрели только с ходом времени; изначально же они были куда более человечными. Лучший тому пример - превращение лесного бога-шамана Водана в кровожадного Одина викингов. Можно предположить, что схожую трансформацию претерпел и Тюр. Впрочем, присущее Тюру благородство заметно даже в позднем мифе о том, как этот бог, единственный из всех асов, отважился положить руку в пасть Фенриру как залог соблюдения клятвы. Но в этом же мифе Тюр - покровитель закона, честности, истины и справедливости - выступил первым в мире клятвопреступником. Как ни парадоксально, именно богу справедливости приходится нарушить слово и поплатиться за это правой рукой. Один тоже жертвует собой, но если он идёт на это ради знания и власти, то самопожертвование Тюра - поступок всецело альтруистический. И тем не менее, именно он первым в мире нарушает данную клятву.

Тюра причисляют к разряду солнечных божеств. Твёрдо установлено, что у большинства германских народов Тюр изначально почитался как Всеотец. Тацит упоминает его под именем Туиско и называет сыном Нертус, Матери-Земли, которая в позднейших мифах предстаёт его супругой. По-видимому, она тождественна Зисе (не исключено, что последнее имя было локальным). Согласно преданию, сыном Туиско был Манназ. У него, в свою очередь, родилось три сына - Ингвио, Ирмио и Иствио, в честь которых получили свои названия главные германские племена. На землях Фризии бытовал культ местного бога Форсети, который также упоминается в эддах. Он дал фризам законы и научил их принципам самоуправления. Первый свод законов на территории Германии назывался «Asegabook». Мне представляется, что Форсети - ещё один вариант Тюра. Викинги тоже его знали, хотя и считали сыном Бальдра.

Тейваз - первая руна последнего этта. Непосредственно за ней следует Беркана, связанная с богиней Берхтой. Эту пару рун можно интерпретировать как символы Неба-Отца и Земли-Матери. Следующие две руны - Эваз («лошадь») и Манназ («человек»). Из этого можно сделать вывод, что Тюр и Беркана породили всех животных и людей. Кроме того, Тюр непосредственно связан с небом и ассоциируется с различными звёздами. У древних персов звезда Сириус носила имя «Тир». Слово tir на персидском означает «стрела», а руна Тейваз по форме подобна стреле. Традиционное оружие Тюра - меч, однако возникает вопрос: давно ли северные народы узнали о существовании мечей? Луки и стрелы служили оружием задолго до того, как появились первые мечи. Так что древнейшим оружием Тюра вполне могла быть именно стрела.

В «Англосаксонской рунической поэме» о Тюре говорится:

Тюр - знак особый. С князьями он в слове твёрд.

Он вечно в пути над ночною тьмой.

Он никогда не подводит.

Эту строфу можно истолковать как указание на Полярную звезду, по которой ориентировались северные мореплаватели. Тюр здесь метафорически представлен в образе этой кормчей звезды, а руна Тейваз в гадании может обозначать необходимость придерживаться избранного курса.

Взято из книги "Фрейя Асвинн Мистерии и магия Севера"
Пер. с англ. Анны Блейз (http://annablaze.narod.ru/)

На волне популярности фильмов от студии Marvel о приключениях бога Тора возрос интерес к скандинавской мифологии в целом. Среди богов северного пантеона есть немало интересных персоналий. В этой статье мы поведаем о Тире. Уделим внимание и одноименному финикийскому городу, чтобы напомнить: созвучные названия и имена в истории не всегда связаны между собой.

Происхождение Тира

Существуют разные версии произношения имени этого бога, но чаще всего встречается форма Тюр или Тир. В некоторых германских племенах его называли Зиу или Тиваз, а в латинизированном варианте - Тиус. В скандинавской мифологии бог Тир - это сын верховного божества Одина или великана Гимира.

Имя Тир этимологически связано со многими другими однокоренными именами небожителей (Тор, Туисто, Зевс, Дионис, Диевас), а также с латинскими и санскритскими словами, обозначающими божеств - Деус и Дэва. Такое имя свидетельствует о том, что когда-то Тир в небесной иерархией находился на вершине пантеона и, скорее всего, был богом небес в ранних скандинавских мифах. Затем с этого места его сместил Один. Из-за чего именно произошла такая перемена в верованиях, современным историкам и культурологам неизвестно. Существует версия, что это как-то связано с мифом о пленении Фенрира, из-за чего Тир лишился руки, а другие боги стали потешаться над ним.

Порождения Ангрбоды

В скандинавской мифологии наиболее яркий эпизод с участием бога Тира относится к укрощению чудовищного волка Фенрира (порождение бога хитрости и коварства Локи и великанши Ангрбоды). Всего Ангрбода родила Локи троих детей, если чудовищ, конечно, можно назвать детьми:

  • Змея Ермунганда, который вырос настолько большим, что опоясал всю Землю и все остальные миры. Он обитает на морском дне и поднимется на сушу, когда настанет рагнарек (конец света).
  • повелительницу царства мертвых. Наполовину она дева с прекрасным обликом, но другая половина ее тела — полуразложившийся труп. Во время рагнарека она поведет армию мертвецов на живых.
  • Волка Фенрира. Яростный зверь был пленен асами и ожидает своего часа. Во время конца света он сразится с верховным богом Одином и убьет его. Сам же погибнет от руки Видара.

Пленение волка Фенрира

Изначально Фенрир не считался опасным и был взят асами в Асгард на воспитание. Волк рос диким и сильным, он никому не давал кормить себя, кроме бога Тира, отчего случившаяся позже история становится еще более драматичной. Асы, осознавая, что Фенрир представляет собой существенную угрозу, решили заковать его в цепи. Первые две попытки были безуспешны: Фенрир разорвал прочные и могучие цепи: Лединг и Дроми. Тогда асы решили пойти на хитрость и воспользоваться магией. Третью цепь, названную Глейпнир, выковали гномы, создав ее из женской бороды, шума кошачьих шагов, птичьей слюны, медвежьих жил, горных корней и рыбьих голосов. Эта цепь получилась мягкой и легкой, словно лента.

Увидев Глейпнир, Фенрир сразу заподозрил неладное, но согласился заковать себя только при условии, что кто-либо из асов положит руку ему в пасть в знак доверия. И именно доблестный бог Тир, кормивший его еще щенком, согласился на этот шаг, зная, на что идет. Когда Фенриру не удалось освободиться, он откусил лежавшую у него в пасти кисть Тира. С тех пор Тир зовется Одноруким.

Бог воинской доблести

Однорукий бог Тир в северной традиции стал примером доблести и настоящей воинской чести. Эпизод с откушенной рукой символизировал умение отвечать за свои слова и служил примером ответственности за свои поступки. Эти качества делают Тира не только богом войны и сражений, но и справедливости. Для древних скандинавских и германских племен эти два понятия были неразрывны.

Считается, что Тиру соответствует в римской мифологии бог войны Марс. Подтверждением этому служат названия дней недели: английское Tuesday и норвежское Tirsdag соотносятся с латинским Martis. Также Тиру-Тивазу соответствует изображающаяся в виде стрелы, направленной в небо. Эту руну ассоциируют с мужским началом, разрушительной силой и способностями атаковать и защищать.

Другой Тир: город, а не бог

Если где-то вам попадется упоминание о древнем городе Тире, то знайте, что к богу Тиру из скандинавской и германской традиции он не имеет никакого отношения. Это древний финикийский город, находившийся на территории современного Ливана на берегу Средиземного моря. Его история началась за два тысячелетия до нашей эры.

Какой бог почитался в Тире?

В этом финикийском городе несколько божеств почитались превыше остальных. Для жителей Тира самым значимым был Усоос — бог-мореплаватель, который по легенде и стал его основателем. Считалось, что до появления Усооса Тир был островом и дрейфовал по морю, а бог заставил его застыть, принеся в жертву животное (чаще всего в легендах упоминается орел).

Но еще более важным, чем отец-основатель Усоос, для тирян был бог Мелькарт, также почитавшийся как покровитель мореплавания. Считается, что именно Мелькарт стал для древних греков прообразом Геракла: финикийские мифы об этом божестве содержат немало сюжетов как две капли воды схожих с греческой гераклиадой. В Тире стоял храм, посвященный Мелькарту, воздвигнутый одним из царей. Со временем финикийцы становились все более искусными в морском деле и все более чтили своего покровителя. Бог мореплавания превратился также и в бога колонизации. Современный пролив Гибралтар финикийцы назвали Мелькартовыми столбами, считая, что именно он помог мореходам туда добраться. Интересно, что греки назвали прибрежные скалы Геракловыми столбами, приписывая этому герою создание самого пролива путем раздвигания гор в стороны.

Тюр - в скандинавской мифологии, однорукий бог воинской доблести. Сын Одина и великанши, сестры Гимира. Он считался богом битвы и был одним из двенадцати главных богов в Асгарде. Хотя у него не было особого чертога, он занимал один из двенадцати престолов в большом зале в Глядсхейме, и его с радостью приветствовали в Вингольве и в Вальхалле.
Его культ был тесно связан с культом Одина, и им обоим приносили в жертву повешенных. Вероятно, первоначально Тюр был богом неба, чьи полномочия позднее перешли к Одину и Тору. Волшебное копье Одина Гунгнир, всегда попадающее в цель, могло некогда принадлежать Тюру, о чем свидетельствует обычай викингов перед началом рукопашной схватки забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвященных "мудрому и самому смелому богу" Тюру.
В эпоху викингов руна тюp традиционно указывала на самого бога Тюра. Тюр - бог космического закона и порядка. Его задание в сотворении мира состояло в расширении космического пространства, в котором можно было продолжать творить мир. К тому же Тюр является богом самопожертвования.


Тюр обычно представляется одноруким, так же как Один одноглазым. По легенде ему её откусил волк.
Исполинский волк не любил богов и не доверял им. И когда боги в третий раз явились к нему, чтобы помериться силой, он заподозрил неладное. Волк притворился спящим, а сам украдкой наблюдал
за небожителями. А ну как они проведали о его ненависти и о тайных замыслах? Ведь ему было известно, что Один обладает даром провидения: а он лишь выжидал удобного случая, чтобы напасть на Асгард, вот только пока не придумал, как ему обмануть бога света Хеймдалля, хранителя и неусыпного стража небесной радуги, ведущей в священный чертог Асгарда.
Но боги вели себя вполне дружелюбно, они смеялись и весело переговаривались между собой. Вот они уже совсем близко. Фенрир сделал вид, что проснулся, и зевнул, широко раскрыв пасть- так, чтобы еще раз показать врагам свои огромные зловещие клыки.
- Здравствуй, Фенрир,- сказал Один.- Хочешь поиграть с нами?
«Берегись! - подумал про себя волк.- Что еще они от меня хотят?» И ответил ворчливо:
- Что же это за игра?
- Посмотри на ленту.- продолжал бог.- Каждый из нас пытался ее разорвать, но напрасно; даже Тору, несмотря на его могучие мускулы, это не удалось! Одни из нас считают, что у тебя это тоже не получится. Другие, напротив, утверждают, что лишь тебе под силу разорвать ленту. Не возьмешься ли ты разрешить наш спор?
Фенрир задрожал от гнева, глаза его так и полыхнули ненавистью, из груди вырвался хриплый стон. «Это ловушка!»- подумал он. Однако не принять вызова богов он не мог, иначе они сочли бы его трусом. Волк немного помедлил и ответил, стараясь вновь обрести спокойствие:
- Хорошо, я согласен на испытание, но при одном условии: кто-то из вас. Пока я буду связан, положит свою руку мне в пасть...
Теперь Фенрир пристально наблюдал за тем, какое впечатление произвели его слова на богов. Ему показалось, что Один незаметно опустил голову, чтобы получше спрятать свое лицо под большой шапкой, с которой он не расставался, потому что, увы, у него не было одного глаза. Тор чуть не задохнулся от ярости, с силой сжимая в руке священный молот. Его жена Сив побледнела, а Фриг, супруга Одина. нервно теребила свое тяжелое золотое ожерелье. Лишь Бальдр сохранял невозмутимость.
Волк торжествовал: о, он оказался прав - боги действительно готовили ему ловушку, и вот теперь они вынуждены отступить, признаться в собственном бессилии. Довольный собой, Фенрир распрямился - своим гигантским ростом он стремился произвести на противника еще более сильное впечатление.
Неожиданно один из богов выступил вперед. Это был Тюр, бог сражения, почитаемый на поле брани за храбрость, а также за прямоту и мудрость. До той минуты он скромно держался в стороне, так что Фенрир его не заметил.
Как только волк увидел Тюра, его охватило мрачное предчувствие, которое он попытался отогнать. «Я ничего не боюсь,- говорил он себе,- ни у кого из этих богов не достанет смелости, чтобы пожертвовать рукой». Тем временем Тюр, не говоря ни слова, без малейшего страха протянул правую руку и поднес ее прямо к пасти чудовища. Фенриру ничего не оставалось, как разжать челюсти...
Все произошло очень быстро. В одно мгновение могучие руки сжали волка, затем связали его волшебной лентой. Потом боги осторожно отошли, все, кроме Тюра, которому пришлось соблюдать условия сделки, заключенной с Фенриром.
Волк попробовал пошевелиться. Он из кожи лез вон, лишь бы избавиться от ненавистных пут, но и его мощные лапы не помогли ему освободиться. Пена бешенства выступила у него на губах. Фенрир просто обезумел от ярости и собственного бессилия, а боги безудержно смеялись, показывая пальцами на своего врага, которого наконец-то одолели. Все потешались над ним. Все ли? Нет, рядом с волком спокойно и достойно стоял отважный Тюр. Фенрир слегка сжал челюсти, но бог не сделал ни малейшего движения, чтобы убрать руку; потом волк резко сомкнул челюсти и своими страшными клыками отсек Тюру кисть до запястья.
Боги вздохнули с облегчением: волк проиграл. Самопожертвование Тюра сполна искупило бесчестность шутки, сыгранной с Фенриром. Его оставили связанным на острове. Гигантский волк завыл. Тогда, прежде чем уйти, один из богов приблизился к нему и вставил между челюстями зверя свой меч, чтобы волк не мог даже выть от ярости.
В последней битве Рагнарёк Тюр не встретится с Фенриров, уступая его Одину. Однако ему приготовлен достойный противник - "Гарм, лучший пес":
Тут вырывается на свободу пес Гарм,
привязанный в пещере Гнипахеллир.
Нет его опасней. Он вступает в бой с Трюмом,
и они поражают друг друга насмерть".
(Младшая Эдда. Видение Гюльви)
Тюр был покровителем меча, то полагали необходимой гравировку его знака или руны на лезвие каждого меча. По свидетельствам Эдды, этот обычай считался обязательным для тех, кто хотел одержать победу.
В поклонение мечу, главному атрибуту бога Тюра, исполняли танцы с мечами. Иногда танцующие становились в две шеренги, скрещивали мечи остриями вверх и призывали самого смелого прыгнуть через них. В других случаях воины соединяли свои мечи остриями вместе, образовывая тем самым розу или колесо, а после этого приглашали своего предводителя встать в центр фигуры, сформированной из ровных, сверкающих лезвий мечей, после чего с ликованием вносили его в лагерь. Острие меча считалось настолько священным, что в обычае было произносить на нем клятвы.
Как считали древние жители Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, имел в своем подчинении белоруких дев валькирий, помощниц Одина. Они полагали, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, с тем чтобы в последней битве прийти на помощь богам.
Отличительной чертой культа этого бога среди Северной Европы являлось то, что священнослужители, которых называли друидами или годи, приносили человеческие жертвоприношения на алтарь этому богу. Сначала над жертвами убивали орла, предварительно вытянув ему крылья. Затем по обеим сторонам позвоночника жертвы делали разрезы, выворачивали ребра, обнажая при этом внутренности и вырывая их из тела. Конечно же, подобным образом обращались только с военнопленными, и среди народов Северной Европы считалось особой честью выдержать эту пытку без стонов. Эти жертвоприношения производились на грубых каменных алтарях, называвшимися дольменами, которые все еще можно увидеть в Северной Европе.
В наши дни Тюр привлекает свою часть людей, тех, кто соответствует его особой чести. В основом, эта Тюрическая часть имеет много общих черт со своим покровителем, таких как определённая сдержанность, склонность делать акцент более на продуманности и логике, чем на эмоциях и экстатическом опыте, глубокая забота о справедливости по отношению к другим и к последствиям своих собственных действий, что бы они содействовали общему благу.
Некоторые современные Тюрианцы, поклонники бога Тюра, рассматривают путь бога как служение обществу и правосудию. Один из них суммировал кратко такой подход:
"В основополагающих терминах, Тюрианец духовно вовлечен, всегда пытаясь действовать так, как правильно, так, как достойно, так, как справедливо, так, как честно, с особым упором на служение и защиту общества: и сообщества Асатру, и основного сообщества, в котором живет.







2024 © sweep-business.ru.