Беседа с детьми ядовитые грибы и ягоды. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе


Лобанова Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Добрянский детский сад №8"
Населённый пункт: г.Добрянка Пермская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Лесные Ягоды. Съедобные и ядовитые"
Дата публикации: 27.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Лесные ягоды. Съедобные и ядовитые».
Цель: практика сенсорных впечатлений о ягодах Задачи: 1. Учить различать ягоды между собой по характерным признакам; 2. Сформировать понятие « лесные ягоды» ; 3. Научить различать по внешним признакам съедобные и ядовитые лесные ягоды; 4. Практика составления описательных рассказов о ягодах.
I . Организационный момент Группа оформлена в стилизации лесной полянки. Дети собираются вокруг воспитателя. - Ребята, сегодня я вас хочу пригласить в необычное лесное путешествие. Со мной отправится тот, кто назовёт мне съедобные грибы, ведь мы уже с ними знакомы.

II . Введение в тему образовательной деятельности Дети, которые называют съедобные грибы, проходят на лесную полянку и рассматривают ягоды (на ней заранее расположены картинки ягод, либо муляжи) - Посмотрите, как вы думаете, куда мы с вами попали? (на лесную полянку) - Как вы догадались? (вокруг нас расположены сосны, ели, а под ногами целая поляна ягод) -Посмотрите сколько ягод на нашей лесной поляне, обратите внимание, что все ягоды разные. -А ну – ка, я сейчас проверю какие ягоды вы знаете? -Покажите мне малину, чернику, землянику…. (дети находят и поднимают определённую карточку с изображением ягоды) - Вижу, что ягоды вы не плохо знаете…А умеете ли вы собирать ягоды? (Да, нужно наклоняться к самой земле, потому что каждая ягодка прячется под листочком) - Предлагаю Вам посмотреть мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (см.приложение мульт. «Дудочка и кувшинчик»)
III . Игровая деятельность Беседа по мультфильму Попробуйте отгадать мои загадки (см. видео приложение «Угадай-ка») - И с этим заданием вы справились (на экране появляется слайд с изображением ягод)

Пальчиковая игра (см. приложение пальчиков. игры «За ягодами») - Ребята, я хочу открыть вам небольшой секрет: это не все ягоды леса. В нашем большом и красивом лесу растут ещё много ягод, как вкусных и полезных, так и опасных для здоровья. С ними мы сейчас и познакомимся. Приглашаю вас в путешествие по лесу, а поможет нам в этом волшебный экран. Присаживаемся на стульчики. (см. презентацию «Лесные ягоды. Съедобные и ядовитые») Во время презентации педагог даёт небольшую характеристику ягодам (обращаем внимание на форму, цвет, вкус и где растёт данная ягода).
Характеристика ягод (пример) Ежевика - родственница малины с блестящими, почти черными плодами. У ежевики стебли с шипами, они колючие. Ягоды ежевики имеют приятный кисло-сладкий вкус и полезны для здоровья. По склонам лесных оврагов, на опушках можно найти дикорастущую ежевику. Иногда встречаются заросли более крупноплодной ежевики. Стебли ежевики переплетаются между собой и стелются вдоль земли. Ягоды такие же зернистые, как у малины, только цветом почти черные, с сизым налетом.
Игровая деятельность После просмотра презентации предлагаем детям подвижную игру «Собери в корзинку» - разложить съедобные и ядовитые ягоды по корзинкам. После игры рассматриваем, какие ягоды оказались у нас в корзинке, называем ягоду и где она растёт, cсъедобная или нет, таким образом, делаем обобщение, что все эти ягоды растут в лесу и их можно назвать ЛЕСНЫМИ ЯГОДАМИ. Дид.игра «Угадай на вкус» (описание вкусовых ощущений) Составление рассказов – описаний (с опорой на таблицу) см. приложение
О б р а з е ц:
Это – малина. Малина – ягода. Малина круглая и красная. Малина маленькая и сладкая. Малина растет в лесу и в саду. Из малины готовят сок, варенье, компот и джем.
V
.

Рефлексия
- Интересно было прогуляться по лесу? - -Что мы узнали с вами нового? - - Все ли ягоды в лесу можно кушать? 1. Назовите, какие кустарники вы знаете? (бузина, калина, смородина, крыжовник, малина, жимолость, ольха, шиповник) 2. На каких деревьях растут ягоды? (рябина, боярышник) 3. Ягоды каких кустарников ядовиты? (бузина, жимолость) 4. От запаха цветов, какого дерева поставленных в доме начинает болеть голова? (черёмуха) 5. Какие лесные ягоды съедобны? (брусника, голубика, ежевика, клюква, земляника, морошка, черника, костяника) 6. Какие ягоды ядовитые? (вороний глаз, бузина, жимолость) 7. У каких растений ягоды чёрного цвета? (ежевика, черника, вороника) 8. Какую ягоду можно собирать два раза в год? (клюкву) 9. Ягоды каких растений похожи друг на друга? (морошка, малина, ежевика) 10. Среди каких деревьев растёт черника? (растёт среди хвойных деревьев, маленьких кустарников. Черника хранит для деревьев влагу, а деревья своей тенью оберегают чернику от солнца) 11.Что можно приготовить из брусники? (брусничный морс, варенье, пастилу, компот, сок, карамельные начинки)
IV . Дополнительные игры И г р а «Запомни и повтори» (на слух) – Развитие зрительной и слуховой памяти смородина, черника, голубика; брусника, малина, клубника; рябина, арбуз, крыжовник; ежевика, барбарис, облепиха; калина, клюква, малина; морошка, земляника, костяника и др. Педагог называет ягоды, а ребенок должен разложить картинки в той же последовательности И г р а «Чего не стало?» Педагог раскладывает картинки ягод, ребёнок в течение 7 секунд смотрит и запоминает ягоды. Отворачивается, а педагог убирает одну из картин, ребёнку нужно угадать чего не стало?
ПРИЛОЖЕНИЕ «Что лишнее? Желе, джем, варенье, маринад Брусника, клубника, черника, клюква Черёмуха, рябина, ирга, чёрная смородина Голубика, малина, калина, вороний глаз Клубника, ежевика, костяника, морошка (также можно играть по другим характерным признакам: по вкусу, по форме, по размеру) «Старичок – лесовичок и ягоды » Цель: закрепить знания детей лесных ягодах Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это ягоды. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-ягоду; ведущему показывать нельзя). Ведущий говорит: «я так давно не видел чудесную красную, кисленькую, но очень полезную ягодку, маленькую похожую на драгоценный красный камешек, не видел клюкву». Клюква встаёт и делает шаг вперёд. Клюква, поклонившись, говорит: «Благодарю Вас, Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Клюква садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока старичок – лесовичок не перечислит все ягоды.
Словесная игра «Образование относительных прилагательных» сок из малины – малиновый; компот из черники – черничный; варенье из смородины – смородиновое; начинка из земляники – земляничная и т. д. «Четвёртый лишний» - игра на развитие внимания и мышления (см. видео приложение) Словесная игра «Что приготовим?» (по картинкам) - Из ягод можно приготовить: компот, варенье, сок, желе, морс. -Что вы приготовите из ягод? -Я приготовлю из малины малиновое желе. -Я сварю из черники черничное варенье. -Я сварю из земляники земляничное варенье. - Я сделаю из клюквы клюквенный морс. - Я сварю из брусники брусничный компот.
«Отгадай по признаку?» Какие ягоды растут на ______грядке ________ _____в лесу__________ _____на болоте_______ ______на кусте________ ______на дереве_______ «Что не так?» Клюква растёт в огороде… Земляника растёт на дереве…. Урожай клубники мы собираем в январе…. «Собери предложение» Собираемся, лес, мы, в, ягодами, за. Бабушка, вкусное, из, сварила, варенье, клубники. Игры на закрепление материала
Лепка
Раскраски ягоды
Аппликация
Приложение (составление рассказов – описаний)
Пальчиковые игры Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук здороваются) В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными) За черникой, за малиной, (и средними пальчиками по столу) За брусникой, за калиной. (Загибают пальчики, начиная с большого) Землянику мы найдем, И братишке отнесем. Мы шли-шли-шли, Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём искать опять. Мы шли-шли-шли, Чернику нашли. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём искать опять
Таблица Лес одаривает нас как полезными, так и отнюдь небезопасными плодами. Познакомиться с ними позволит наша таблица.
Съедобные лесные ягоды

Ядовитые лесные ягоды
Ежевика, черника, костяника, земляника, голубика, морошка, можжевельник, калина, рябина, малина, брусника, клюква, княженика, дикая смородина, дикий крыжовник, шиповник, черемуха, лимонник китайский, шведский дерен Вороний глаз, бузина вонючая, бирючина, бересклет, волчеягодник, воронец красноплодный, воронец колосовидный, белладонна

Занятие 10

Осторожно - ядовитые грибы и ягоды!

Дорогие ребята!
Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин - подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.

Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?

Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
По склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.

Какие ядовитые грибы вы знаете?

Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов - бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки - зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб - ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба. А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне.
Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
- Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.

Какой совет вы могли бы дать девочке?

Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
- Ой, кто это? - удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки.
Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
- Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, с темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
- Это ты со мной разговаривала, мышка? - спросила девочка.
-Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
- Спасибо, мышка! - поблагодарила Настя. - Но я не знала, что мыши умеют говорить.
- Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, пропищала мышка. - Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах, - какие съедобные, а какие нет.
- Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, - объяснила Настя.
- Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
- Конечно, хочу! - обрадовалась девочка.
- Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
- Что это за ягоды? - спросила Настя у мышки.
- Это семена ландыша.
- Ландыша? - удивилась девочка. - А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
- Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды - очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
- А эти ягоды съедобные или ядовитые? - спросила она мышку.
- Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! - предупредила девочку мышка.
- Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
- А ее так и называют - вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит па зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
- Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
- Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.
Мышка привела девочку на поляну: Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.
Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
- Здорово! - воскликнула Настя. - А скажи, из какого гриба пила воду белка?
- Этот гриб называется черным груздем - чернушкой. Вообще-то, чернушки - съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете?

Как они выглядят?

А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! - сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой. Мухомор, не таясь, рос под молоденькой елочкой.
- Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышка, остановила ее.
- Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пустъ себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка лесовичка.

В О П Р О С Ы

Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Правила грибников и ягодников

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.
К ядовитым растениям относятся:
волчье лыко,
вороний глаз,
ландыш,
бузина,
красавка,
паслен,
чемерица,
лютик ядовитый.

Дети отправляются в гости к Старичку-Лесовичку,который учит внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые,соблюдать осторожность.На лесной полянке ребята показали игру-драматизацию "Осторожно-ядовито!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения »

Цель : учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры.

Старичок – Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Ну, тогда берите корзинки – и в путь, поедем на автобусе.

Мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).

Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).

Серенькие шапочки, рябенькие ножки,

Под берёзкой растут….(подберёзовики).

Из – под ёлок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,

Новую, нарядную, цветом шоколадную. (белый гриб)

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).

В лесу есть грибы, что не надо искать,

Много растёт их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это - ….(поганки).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Старичок – Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из – за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым. Учите младших братьев и сестёр этим правилам. В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет.

Но будьте осторожны – в лесу есть и ядовитые ягоды. Какие вы знаете? (Называют и показывают ядовитые ягоды).

Игра «Четвёртый лишний»

Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь». Но будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.

А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!»

Зайка: Куда это вы торопитесь, зверята?

Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

Лисёнок: Лес – это сказка, в нём можно встретить что угодно.

Зайка поскакал за зверями.

Лисёнок: Стойте, друзья! Вот и заячьи уши!

Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это самый настоящий лесной ландыш!

Медвежонок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши. Белые цветки похожи на фонарики.

Старичок –Лесовичок : Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

Лисёнок: Зачем ты их трогаешь? Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться.

Медвежонок: Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

Старичок – Лесовичок : Ребята, давайте заглянем в Красную книгу и найдём среди растений ландыш. Почему оно занесено в эту книгу?

Дети: Это растение исчезает и его надо охранять.

Старичок – Лесовичок : А как мы можем охранять ландыш?

Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

Старичок – Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

Лисёнок : Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Герои направляются в глубь леса. Лисёнок показывает на растение)

Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

Медвежонок: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

Старичок – Лесовичок : Ребята, вам понравилось в лесу отдыхать? Я вам дам баночку варенья из лесных ягод. Приедете в детский сад и попробуете. Но пора и домой возвращаться. Занимайте свои места поедем обратно.

Учитель-дефектолог Тихонова Н.А.


Цель: предоставить коллегам один из вариантов проведения инструктажа о ядовитых растениях перед выходом на природу.

1. Дать представление о наиболее вероятных по встречаемости ядовитых растениях средней полосы России.

2. Правила поведения в природной среде.

3. Рассмотреть оказание первой помощи в случае отравления ядовитыми растениями.

Все люди, кто чаще, кто реже, планируют провести отдых на природе, особенно в тёплое время года. Это могут быть прогулки в лесу или в парке, поездки за грибами или ягодами, туристические походы, экскурсии, другие путешествия. Редко встретишь человека, равнодушного к цветам, красивым травам, растущим в лесу или в парке. Несмотря на повышенный интерес к дикорастущим пищевым и лекарственным растениям, большинство людей совершенно незнакомо с растительным миром. Употребление же неизвестных или неправильно определённых растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжёлым, даже смертельным. Чаще всего страдают дети, не знающие о существовании ядовитых растений, не умеющие их определить или не понимающие последствий неосторожного обращения с ними. Взрослые не только не всегда могут предостеречь ребёнка, но и сами бывают недостаточно осторожны с растениями. Особенно это относится к горожанам.

Поэтому периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе. Осторожность не помешает, если мы отправляемся на дачу, в парк или на прогулку в своём дворе или на бульвар где много зелени.

Методические указания

Некоторые из растений небезопасны для человека. Одни ядовиты, другие могут вызвать серьёзные ожоги. Острые отравления вызываются плодами, корнями, стеблями и цветками растений. Ядовитые растения составляют приблизительно 2% от общего числа известных видов, в нашей стране их около 400 видов. К ядовитым растениям относятся некоторые лекарственные, пищевые и декоративные растения.

Самое лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, если они тебе не знакомы.

Существует много растений, по виду и даже по вкусу похожих на пищевые, например, на редьку, петрушку, хрен. Особенно привлекательны яркие плоды лесных и некоторых декоративных растений, встречающихся в городе. Жертвами отравлений такими плодами часто становятся дети. Для ребёнка смертельно даже то количество ядовитого вещества, которое у взрослого человека вызывает лишь лёгкое недомогание. Есть растения (например, вех, он же цикута), которые вызывают тяжёлые отравления даже в том случае, если взять кусочек такого растения в рот и немедленно выплюнуть. Среди семейства зонтичных (к которому относится вех) много ядовитых растений. Некоторые растения, например борщевик, вызывают сильное раздражение кожи. Растение крупное, до 3 м высотой. Во время жары на солнцепёке люди иногда прячутся от солнца в тени этого растения. У этих людей появляются ожоги, в тяжёлых случаях смертельные. Из растений семейства зонтичных дети любят делать дудочки, это смертельно опасно, если растение ядовитое.

Можно отравиться и летучими веществами, выделяемыми ароматическими растениями (багульник). Большие букеты лилий, черёмухи, люпина, и других сильно пахнущих растений в плохо проветриваемом помещении вызывают слабость, головную боль, головокружение, иногда потерю сознания.

БЕЛЕНА ЧЁРНАЯ

Картина отравления: психоз с галлюцинациями, сильная жажда, поднимается температура, расширение зрачков, светобоязнь.

Значение: лекарственное.

ДУРМАН ВОНЮЧИЙ

Ядовитые органы: всё растение и семена.

Картина отравления: сухость во рту, расстройство глотания, ориентации, потеря памяти, кровавый понос, зрачки расширены.

Значение: лекарственное.

ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ

Ядовитые органы: всё растение и плоды.

Картина отравления: тошнота, рвота, остановка сердца.

Значение: лекарственное, декоративное.

КУПЕНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ

Ядовитые органы: все части растения.

Картина отравления: тошнота, рвота, нарушение деятельности сердца, раздражение кожи

Значение: декоративное.

ВОРОНИЙ ГЛАЗ

Ядовитые органы: ядовито всё растение.

Картина отравления: головная боль, головокружение, расширенные зрачки, тошнота, рвота, боли в животе, понос.

Значение: дикорастущее.

Ядовитые органы: трава и незрелые плоды паслёнов.

Картина отравления: боли в животе, тошнота, рвота, угнетение двигательной и психической активности.

Значение: паслён чёрный – пищевое, паслён сладко-горький – декоративное.

БОРЩЕВИК СОСНОВСКОГО

Картина отравления: воспаление кожи сходное с ожогом, озноб, головокружение, головная боль, повышение температуры.

Значение: кормовое.

ВЕХ ЯДОВИТЫЙ (ЦИКУТА)

Ядовитые органы: всё растение, особенно корневище.

Картина отравления: головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, чувство холода во всём теле, нарушение равновесия, понижение кожной чувствительности, выделение густой слюны, смерть от остановки дыхания.

Значение: медонос, в народной медицине.

БОЛИГОЛОВ ПЯТНИСТЫЙ

Ядовитые органы: всё растение

ВОЛЧЬЕ ЛЫКО

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: тошнота, слюнотечение, головокружение, нарушение глотания, речи, побледнение кожи.

Значение: сорняк, в народной медицине.

БАГУЛЬНИК БОЛОТНЫЙ

Ядовитые органы: надземная часть.

Картина отравления: слабость, сонливость, тошнота, рвота, усиленное потоотделение, нарушение дыхания, удушье.

Значение: лекарственное, инсектицидное, дубильное.

Ядовитые органы: кора, корни, листья, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, кишечное кровотечение.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: листья и плоды.

Картина отравления: рвота, понос, нарушение кровообращения, при сильном отравлении – смерть.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: ягоды.

Картина отравления: боли в поджелудочной области, рвота, понос.

Значение: декоративное.

Ядовитые органы: листья, цветки, незрелые плоды,

Картина отравления: головокружение, головная боль, слабость, першение в горле, боли в животе, тошнота, рвота.

Значение: пищевое, в народной медицине, медонос..

Ядовитые органы: одно из ядовитейших растений, ядовиты сок, плоды.

Картина отравления: рвота, понос, сильное воспаление кишечника, при прикосновении на коже могут появиться пузыри.

Значение: дикорастущее.

АКОНИТЫ (БОРЦЫ)

Ядовитые органы: всё растение.

Картина отравления: жжение во рту, слюнотечение, тошнота, рвота, понос, одышка, общая слабость, озноб, потеря сознания, паралич сердца или остановка дыхания. Яд всасывается даже через неповреждённую кожу.

Значение: дикорастущее.

ЧЕМЕРИЦА ЛОБЕЛЯ

Значение: лекарственное.

ХОХЛАТКА ПОЛАЯ

Ядовитые органы: всё растение, наиболее корни.

Картина отравления: першение в горле, царапанье в носу, глазах. Глотание затруднено. Тошнота, рвота, понос, сильная жажда.

Значение: лекарственное.

Ядовитые органы: трава, ягоды, позеленевшие на свету или перезимовавшие клубни.

Картина отравления: раздражение слизистой пищеварительного тракта, угнетение деятельности ЦНС.

Значение: пищевое, кормовое, техническое.

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями

При подозрении на случайное употребление с пищей ядовитого растения надо немедленно, не дожидаясь появления признаков отравления, начать оказывать пострадавшему первую помощь. Её эффективность зависит от быстроты удаления яда из организма. Даже если была самопроизвольная рвота, пострадавшему рекомендуется выпить четыре-пять стаканов тёплой воды, детям – из расчёта по полстакана на каждый год жизни. При этом обычно возникает рвота. Если этого не произошло, нужно надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем (если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).

Затем необходимо принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля или его заменители – крахмальный клейстер, два – три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко или чёрные сухари. Так как эти средства действуют непродолжительно, то через 15 – 20 минут после их приёма нужно снова вызвать рвоту. Вместо воды хорошо использовать светло-розовый однопроцентный раствор перманганата калия (марганцовка). При отравлении ароматическими растениями больного рекомендуется вынести на открытое продуваемое место, в случае ослабления дыхания дать вдохнуть нашатырный спирт, затем уложить в постель, согреть, напоить крепким чаем.

После контакта с растениями, вызывающими ожоги, поражённые участки кожи надо обмыть водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

Описание перспективных результатов

Интерес к природе проявляют люди всех возрастов. Материал предназначается, прежде всего, учителям, родителям, всем любителям природы. Учащиеся, усвоившие знания о ядовитых растениях, смогут оградить и себя, и младших сестрёнок и братишек от неприятностей в природе.

Список используемой литературы

1. Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - 2-е изд., испр. и доп.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1985. - 320 с.

2. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР; Пособие для учителей/ И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров.- М.: Просвещение, 1981.- 287 с.

3. Детская энциклопедия. Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных ситуациях. Подписной индекс 34182 в каталоге “Пресса России”.

4. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 239 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., Вихорева Т.С., 1-е изд. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 160 с.: ил.







2024 © sweep-business.ru.