Окружающий мир конфликты из сказок. Сказки о школьных конфликтах


Гость студии Анна Бену - писатель, сказкотерапевт и арт-терапевт, режиссёр документального кино и ТВ, дизайнер, член Творческого союза художников России.
Ведущий передачи Дмитрий Зеливанский - эксперт по игровому обучению

Сказки - это интересный инструмент для работы с конфликтами.

Сказки, которые были связаны с определенными традициями, сегодня понимаются по-другому. А чаще - не понимаются. Почему?

Раньше традиции, обряды и сказки были вместе и воспринимались, как одно целое. Сейчас становится непонятным, зачем Баба Яга помещает героя в печь. Если посмотреть историю, то когда младенец рождался недоношенным, болезненным, то существовал обряд «выпекания младенца». Ребенка укладывали на хлебную лопату, обмазывали тестом (тесто-символ солнечных лучей) и помещали в хорошо протопленную печь. Но она в этот момент не горела, ребенка не сжигали. Устье печки - это лоно, утроба материнская. Помещая ребенка внутрь, считалось, что он допекся там, перерождался. И когда его вынимали обратно после троекратного погружения в устье печки, то считалось, что он родился здоровым. Поэтому в сказках помещение героя в печь - это отголосок традиций.

То есть, Баба Яга хочет добра, перерождения главному герою?

В нашей культуре мы боимся конфликтов и той трансформирующей силы, которая в них скрыта. Потому что они приносят дискомфорт, боль. И поэтому мы желаем друг другу, чтобы все было хорошо. А представим себе человека, у которого по жизни все хорошо. Жизнь невозможна без конфликтов. Если с детства дать ребенку понимание, что в конфликте есть пружина трансформации, которая способна вывести на новый уровень, что там есть позитивное зерно всегда. Просто важно его найти.

Как вы это сделаете с помощью сказок? Как с ребенком об этом говорить? Как рассказывать?

Когда мы видим сказочных персонажей, которые сталкиваются постоянно на своем пути с такими неоднозначными (дающими знания) персонажами, как Баба Яга, мы замечаем, что герой побеждает. Герой превосходит в силе, уме, ловкости злых персонажей. В жизни люди тоже стремятся победить в конфликтах другого. А нужно побеждать не другого, а скорее, агрессию внутри себя. Как победить? Осознав страх или обиду. Если мы победили одного, это значит, что тот был просто слабее. Но в жизни всегда найдется тот, у которого его агрессия окажется сильнее нашей.

Разве в сказках не так? Герой побеждает Бабу Ягу, Кощея Бессмертного?

Баба Яга как раз такой персонаж, который дает знания, как победить. Она указывает, где можно отыскать Кощея Бессмертного и освободиться от него. Она дает клубочек мудрости. Вот если мы прибегаем к мудрости, то способны освободиться от негативного составляющего внутри себя. Побеждать другого человека - это война. Маленькая война порождает большую. Нужно увидеть причину этого конфликта, почему мы обиделись, стали уязвимы, что нас задело? Это разрушительные качества, которые разрушают нашу личность. И ребенка они тоже разрушают. Часто с такими детьми не дружат. Ребенку можно показать почему. Жадность - тоже негативное проявление. С жадным ребенком тоже дети не будут дружить. А ребенок не понимает, почему все это происходит.

Какая сказка подойдет, чтобы объяснить ребенку его внутреннюю проблему?

К примеру, возьмем сказку «Лисичка-сестричка». Лисичка обманула Волка, еще на нем и покаталась. Эта лисичка постоянно убегает от людей, и как к ней относятся люди? Здесь можно задать ребенку вопрос: «Лисичку любят? Она же хитренькая. Ее уважают?» Ребенок сам поймет, что нет. «А ты хочешь так же?» - следующий вопрос думающему над проблемой ребенку. Через сказку дети понимают ошибочное поведение, примеряя героев на себя. Ребенка никто не обвиняет в жадности или хитрости. Сказки указывают путь к счастью. В сказках негативные герои нужны как источник вдохновения для решения непростых конфликтных ситуаций.

Анализ конфликта на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

I. Краткое изложение конфликтной ситуации

конфликт конструктивный деструктивный

Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно. Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем. Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто. Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание. Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи. Рыбка исполняет это пожелание. Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей. Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации. Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание - стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.

II. Анализ конфликтной ситуации

Тип конфликта:

а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт;

в) по коммуникативной направленности конфликт носит "горизонтальный" характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает "вертикальный" характер (дворянка/царица - рыбак).

Структура конфликта:

а) стороны конфликта: Старуха, Старик;

б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка";

в) предмет конфликта: исполнения требований Старухи;

г) условия протекания конфликта: конфликт приобретает затяжной характер;

д) образы конфликтной ситуации у участников:

Для Старухи - Старик ("дурачина, простофиля") не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.

Для Старика - неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, неспособность Старухи удовлетвориться достигнутым. Старик, по крайней мере, со 2 фазы развития конфликта, осознаёт деструктивность "революции притязаний" Старухи ("сварливая баба", "вздурилась", "бунтует", "белены объелась"):

е) возможные альтернативы действий участников конфликта:

А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).

Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, "революция притязаний" становится преодолимой только вмешательством извне.

Динамика конфликта:

а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;

б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:

фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;

фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с "чёрной крестьянки" до "столбовой дворянки";

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со "столбовой дворянки" до "вольной царицы";

фаза развития конфликта: добившаяся статуса "вольной царицы" Старуха требует повышения статуса до "владычицы морской". Пик конфликта.

в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решён вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой), устранением предмета и объекта конфликта (лишение Старухи полученных преимуществ с возвращением к фазе "обладательница разбитого корыта").

г) особенности поведения сторон конфликта:

Поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивно-антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения на 4 фазе конфликта стремится смягчить, сгладить конфликтную ситуацию путём приспособления, уступчивости, исполнения требований противоположной стороны ("не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить").

Функции конфликта:

а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи "третьей стороны" имело воспитательные функции;

б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.

Возможности предотвращения конфликта:

В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве "третьей силы".

Приложение

А.С. Пушкин

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

"Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь."

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

"Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море".

Старика старуха забранила:

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось".

Отвечает золотая рыбка:

Будет вам новое корыто".

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

"Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку,

"Чего тебе надобно, старче?"

"Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет".

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

"Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом".

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

Говорит старик своей старухе:

"Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна".

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

"Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей".

Испугался старик, взмолился:

"Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство".

Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? -

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь, поведут поневоле".

Старичок отправился к морю,

(Почернело синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!"

Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик, - испугался!

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: "Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна".

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

"Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!"

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

"Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках".

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей старик с поклоном отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках".

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился -

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

МБОУ Ново - Горкинская СШ

Лежневского района

Педагог – психолог

Рябикова И.Н.

Решение

конфликта на примере сказки

(Мастер - класс по медиации)


Конфликт - это столкновение

отдельных людей

или социальных

групп, выражающих

различные цели, интересы и

взгляды.


Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного

противоборства сторон


Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения

сторон.


Модель конфликта

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта


Разрешение конфликта

Конструктивное

Деструктивное


Стратегия поведения в конфликте

  • Компромисс
  • Приспособление
  • Сотрудничество
  • Избегание
  • Соперничество

Решение конфликта

на примере сказки

«Теремок»

Конфликт между животными и медведем

«Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

«Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

« Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку

выполнять всю работу по дому.

«Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудо й.

«Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ конфликта на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

I. Краткое изложение конфликтной ситуации

конфликт конструктивный деструктивный

Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно. Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем. Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто. Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание. Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи. Рыбка исполняет это пожелание. Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей. Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации. Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание - стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.

II. Анализ конфликтной ситуации

1. Тип конфликта:

а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт;

в) по коммуникативной направленности конфликт носит "горизонтальный" характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает "вертикальный" характер (дворянка/царица - рыбак).

2. Структура конфликта:

а) стороны конфликта: Старуха, Старик;

б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка";

в) предмет конфликта: исполнения требований Старухи;

г) условия протекания конфликта: конфликт приобретает затяжной характер;

д) образы конфликтной ситуации у участников:

Для Старухи - Старик ("дурачина, простофиля") не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.

Для Старика - неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, неспособность Старухи удовлетвориться достигнутым. Старик, по крайней мере, со 2 фазы развития конфликта, осознаёт деструктивность "революции притязаний" Старухи ("сварливая баба", "вздурилась", "бунтует", "белены объелась"):

е) возможные альтернативы действий участников конфликта:

А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).

Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, "революция притязаний" становится преодолимой только вмешательством извне.

3. Динамика конфликта:

а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;

б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:

1 фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;

2 фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;

3 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с "чёрной крестьянки" до "столбовой дворянки";

4 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со "столбовой дворянки" до "вольной царицы";

5 фаза развития конфликта: добившаяся статуса "вольной царицы" Старуха требует повышения статуса до "владычицы морской". Пик конфликта.

в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решён вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой), устранением предмета и объекта конфликта (лишение Старухи полученных преимуществ с возвращением к фазе "обладательница разбитого корыта").

г) особенности поведения сторон конфликта:

Поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивно-антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения на 4 фазе конфликта стремится смягчить, сгладить конфликтную ситуацию путём приспособления, уступчивости, исполнения требований противоположной стороны ("не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить").

4. Функции конфликта:

а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи "третьей стороны" имело воспитательные функции;

б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.

5. Возможности предотвращения конфликта:

В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве "третьей силы".

Приложение

А.С. Пушкин

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, --

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, --

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -- золотою.

"Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь."

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

"Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море".

Старика старуха забранила:

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;

Видит, -- море слегка разыгралось.

Приплыла к нему рыбка и спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось".

Отвечает золотая рыбка:

Будет вам новое корыто".

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

"Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку,

"Чего тебе надобно, старче?"

"Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет".

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

"Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом".

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

Говорит старик своей старухе:

"Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна".

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

"Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей".

Испугался старик, взмолился:

"Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство".

Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? --

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь, поведут поневоле".

Старичок отправился к морю,

(Почернело синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей".

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!"

Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик, -- испугался!

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: "Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна".

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

"Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!"

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

"Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках".

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей старик с поклоном отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках".

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился --

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и функции конфликта. Типичные стили поведения в нем. Характеристика основных типов конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и конфликт между личностью и группой. Их основные особенности. Дисфункциональные последствия конфликта.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие, деструктивные. Виды тактик: жесткие, нейтральные, мягкие. Анализ деятельности военного руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными. Причины межличностных конфликтов воинских коллективов.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2012

    Рассмотрение основных типов конфликтов: межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Этапы развития конфликта: возникновение, осознание ситуации, конфликтное поведение, исход. Оптимизация организационно-управленческих условий создания компаний.

    презентация , добавлен 07.05.2015

    Понятие конфликта как противоречия, ведущего к конструктивным или деструктивным последствиям. Основные причины и источники возникновения конфликта, характеристика типов выхода из конфликтной ситуации. План разрешения споров и предупреждение конфликтов.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Определение понятия "конфликт". Деструктивные функции конфликтов. Личностные причины возникновения конфликтов. Парадокс Г. Зиммеля. Деструктивные приемы воздействия на партнера. 12 шагов для разрешения конфликтов. Условия эффективности медиаторства.

    презентация , добавлен 21.12.2014

    Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе. Структура конфликта. Исследование стратегий поведения в студенческой группе. Анализ тактик поведения в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2008

    Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2016

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Конфликт и конфликтная ситуация. Формы и способы разрешения конфликтной ситуации. Периоды и этапы динамики конфликтов. Методы преодоления конфликтной ситуации. Стратегии поведения в конфликте. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2008

    Рассмотрение основных функций сказки: терапевтическая, прогностическая и диагностическая. Использование диагностической сказки как метода психологического исследования личности с целью выявления жизненных сценариев и стратегий поведения индивида.

Жили-были лиса да заяц.

Судя по выбору героев для сказки, нам будет представлен классический конфликт субъектов, у которых разные взгляды на жизнь, разные ценности, разный цвет шкуры (а у некоторых героев есть даже перья!), наконец, и разные пристрастия в питании.

У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика ― лубяная. Пришла весна красна ― у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Скорее всего, автор намекает на давно ожидаемое потепление климата Земли. Современная конфликтология рекомендует: не следует спешить при разборе конфликта ― сначала нужно найти его причины, а не торопиться разбирать последствия. Как видим, в дальнейшей трагедии героев виноват, скорее всего, человек со своими неугомонными желаниями жарить на открытом огне на природе шашлык, безжалостно сжигая кислород, и держать водочку в холодильнике с фреоном, то есть портить таким образом земную атмосферу.

Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.

Да, судя по всему, мы отгадали. Действительно сказка о конфликте. Напомним классику: конфликт возникает тогда, когда есть некое целое ― неделимый объект (здесь ― лубяная избушка) и как минимум две стороны (здесь ― лиса и заяц), которые на этот неделимый объект претендуют одновременно. Это конфликтная ситуация. Но конфликт происходит тогда, когда к конфликтной ситуации добавляется еще инцидент, в данном случае ― это когда лиса прогнала зайца.

Идет зайчик да плачет,

Однако для конфликта необходимо, чтобы у одной из сторон появилось понимание, что не просто невозможно решить проблему, а есть виновный в этом ― другая сторона. В данном случае причину своих невзгод заяц ошибочно связывает не с потеплением климата на земле, а именно с лисой. Возникает такое психологическое явление, как фрустрация. Отметим, что фрустрация бывает двух видов: реальная, когда вторая сторона действительно является виновной, и воображаемая. Причем воображаемая причина, как видно из сказки, может в конце концов послужить развитию уже вполне реального конфликта.

а ему навстречу собаки:
― Тяф-тяф-тяф! Про что, зайчик, плачешь?

Как видим, появляются новые герои сказки ― собаки. При этом, предположительно, собаки обладают большим эмоциональным интеллектом ― понимают эмоции зайца. Напомню: эмоциональный интеллект предполагает такие качества, как понимание чужих эмоций, с одной стороны (собаки жалеют зайца), и, с другой стороны, понимание своих эмоций (собаки возмущены поведением лисы, но понимают ли они свои эмоции?). Но главное все-таки ― понимание эмоций партнера по коммуникации (собаки понимают, что заяц горюет по своей избушке). Однако эмоциональный интеллект предполагает также умение управлять своими эмоциями. Так ли это ― узнаем дальше.

А зайчик говорит:
― Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорят собаки. ― Мы ее выгоним.

Как видим, с управлением эмоциями у собак в сказке не очень. Вместо того чтобы успокоить зайца, они без раздумий готовы на конфликтные действия ― «Наших бьют!». Причем вместо того чтобы выслушать вторую сторону. Быть может, лиса еще больше обижена на зайца, ведь, покинув избушку, он оставил лису голодать. Хорошо ли это? С точки зрения лисы, думаю, почти безнравственно. Тем более что, судя по описанию, заяц ― самец, то есть мужчина, а лиса ― самочка, то есть слабая женщина (речь в сказке не идет про лиса, а именно про лису, и не про зайчиху, а определенно про зайца).

Представьте, если бы по приходу в суд одной стороны судья сразу бы выносил решения. Я уж не говорю о том, что лисе нужно было зачитать ее права, в частности лиса могла пригласить в качестве адвоката знакомого волка. Мы же наблюдаем сплошное нарушение процессуального кодекса. Ну да ладно, посмотрим, что будет дальше.

― Нет, не выгоните!
―Нет, выгоним!
Подошли к избенке:
―Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!

Как видим, собаки, вместо того чтобы разобраться в ситуации объективно, отправляют лисе так называемый конфликтоген («Тяф-тяф-тяф», что означает «Сам дурак!»), который, несомненно, приведет к соответствующему конфликтогену другой стороны, что мы и наблюдаем. Обмен конфликтогенами обычно приводит к эскалации конфликта. А ведь можно было начать разговор по-умному: сделать лисе комплимент, похвалить ее шкурку например.

А она им с печи:
Собаки испугались и убежали.

Налицо развитие конфликта, где лиса выбрала стратегию принуждения. (Напомним, что еще есть стратегии компромисса, уклонения от конфликта, уступки и разрешения конфликта к радости обеих сторон.) Известно, что в случае выбора такой стратегии выигрывает только одна сторона. Однако такую стратегию управления конфликтом можно применять, если вторая сторона уверена в своем превосходстве. Как видим, лиса соразмерно учла свои возможности и вышла победителем.

Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь:
О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
― Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Не плачь, зайчик! ― говорит медведь. ― Я выгоню ее.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Что мы наблюдаем? Классическое развитие событий. Когда конфликт не разрешен, стороны начинают подключать к своему конфликту все большее число участников со своей стороны. В конце концов вместо конфликта двух личностей мы наблюдаем конфликты между группами и даже иногда между странами, причем разных конфессий. В сказке, правда, наблюдается другой феномен: на первой стадии конфликта зайчик подключает к конфликту не большее число участников, а все более крупных по размеру участников.

Пошли гнать.
Медведь:
― Поди, лиса, вон!
А она с печки:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Медведь испугался и ушел.

Правда, подключение медведя не привело к созданию группы конфликтующих, вероятно, по причине острой болезни, известной в народе, как медвежья.

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:
― Про что, зайчик, плачешь?
― Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!
Подошли к избенке:
― Поди, лиса, вон!
А она с печи:
― Как выскочу, как выпрыгну ― пойдут клочки по заулочкам!
Бык испугался и ушел.

Да, бык тоже оказался не очень умным и выдержанным ― сразу встал на тропу войны, поверив зайцу на слово. А ведь можно было бы не спешить, спросить у лисы документы на жилплощадь. Быть может, по договору найма (заяц же пустил лису погреться добровольно) лиса имела все права и дальше проживать в лубяной избушке зайца (к слову, прописку никто не проверял не только у лисы, но даже у зайца).

Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:
― Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
― Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ― ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
― Пойдем, я ее выгоню.
― Нет, не выгонишь! Собаки гнали ― не выгнали, медведь гнал ― не выгнал, бык гнал ― не выгнал, и ты не выгонишь.
― Нет, выгоню!

Петуху, судя по всему, также не известна современная технология разрешения конфликтов с помощью третьей стороны. И потому вместо поиска вариантов примирения конфликтующих сторон он тоже решил использовать принуждение, выступив со стороны зайца.

Подошли к избенке. Петух:
А она услыхала, испугалась, говорит:
― Одеваюсь...

Где вы видели, чтобы лиса боялась петуха? Судя по всему, просто у лисы истек срок договора найма лубяной избушки (наверняка он был, и заяц «заливает», что лиса вела себя нечестно), и она решила, как и положено, исполнить условия договора со своей стороны.

Петух опять:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
А она говорит:
― Шубу надеваю.

Как видим, конфликт исчерпан ― лиса решила оставить помещение в пользу зайца.

Петух в третий раз:
― Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Лисица выбежала, а он ее зарубил косой и стал с зайчиком жить да поживать.

Батюшки! Где это видано, чтобы за захват помещения, да еще на небольшой срок, было такое неправомерное наказание?

Как видим, описанные в сказке события похожи не на заслуженное наказание, а на убийство по заказу (заказчик ― заяц). Расплата с киллером-петухом (автор сказки нам с самого начала намекал, что петух был с косой, понятно с чем ассоциирующейся) произошла, бартером ― предоставлением последнему помещения для проживания.

Надеюсь, что после публикации данной интерпретации сказки прокуратура России заинтересуется этим делом, произошедшим в русском лесу.

Вместо заключения

Как часто мы предполагаем за других то, что они думают, и в большинстве случаев ошибаемся. Именно так поступил в сказке заяц, обвиняя лису в неблагодарном поведении: он ее пустил в свою избушку погреться, а она его самого из избушки выгнала.

А давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Дело происходит в голодный период, ранней весной, лиса замерзла (а звери замерзают, когда они голодные). Заяц пустил лису погреться. Лиса отогрелась и, само собой, могла бы беззащитного зайца слопать. Она же в качестве благодарности за приют «выгнала» зайца, чтобы он мог спрятаться и, таким образом, остаться живым.

Спрашивается, почему бы лисе самой не уйти из избушки, когда она отогрелась? Здесь все просто: лиса уже знала место жительства питательного зайца и понимала, что если она уйдет сама, то, когда инстинкт голодного зверя сработает, она все равно вернется к избушке, подкараулит зайца и съест его. Заяц же, предполагая со стороны своего компаньона только худшее, лишил лису самого ценного ― жизни.

Вот так и происходит большинство конфликтов ― от недопонимания. И потому рекомендация сказки топ-менеджерам: чтобы уменьшить число конфликтов, задавайте вопросы, не стесняйтесь узнать истинные мысли своих коллег по общению.







2024 © sweep-business.ru.