Психологические барьеры профессионального развития личности. Виды профессиональных деструкций


Выходные данные сборника:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Симонова Евгения Геннадьевна

аспирант Ур ГПУ, г. Екатеринбург

И.О. зам. директора по УВР ГКОУ СО «Антоновский детский дом», г. Нижний Тагил

E-mail: danilka 2709@ mail . ru

Актуальность исследования проблемы психологических барьеров профессионального развития личности обусловлена, прежде всего, процессами модернизации, происходящими в экономике страны, российском обществе в целом. В условиях внедрения новых технологий, развития производства, изменения требований к профес­сиональным качествам личности, эффективное осуществление деятельности требует активного взаимодействия с окружающим миром, непрерывного самосовершенствования, приобретения новых знаний для преодоления преград, стоящих на пути к достижению цели.

Феномен психологических барьеров, их сущность и влияние на поведение личности рассматривали в своих работах зарубежные исследователи - З. Фрейд (психоаналитическая теория) и его после­дователи К. Хорни, К. Юнг; А. Маслоу и К. Роджерс (гуманистическая концепция личности); К. Левин (теория личности); Дж. Келли (когнитивная теория личности).

Проблему психологических барьеров в контексте деятель­ностного подхода представляют современные отечественные ученые - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров. Немаловажное значение придают исследователи видам барьеров, рассматривая их в зависимости от их сущности, методов исследования, природы, способов анализа: в педагогической деятельности - А.К. Маркова, Н.А. Подымов; в общении - В.А. Кан-Калик, Б.Д. Парыгин; при введении инноваций - А.И. Пригожий, А.В. Филиппов, А.М. Хон; смысловым - Л.И. Божович, М.С. Неймарк; эмоциональным - Л.Б. Филонов.

Существуют различные подходы к определению психологи­ческих барьеров.

В психоаналитической теории З. Фрейда барьер рассматривается как препятствие, встающее на пути развития человека, связанное с угрозой для личности, вызывающее один из типов тревоги: реалистический, невротический или моральный. Преодоление тревоги возможно двумя способами - вступить во взаимодействие с проблемой и снизить её негативное воздействие или применить защиту, заключающуюся в отрицании или искажении ситуации.

Последователи З. Фрейда - авторы психоаналитических концепций личности (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг) характеризуют психологические барьеры как защитные механизмы, возникающие в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного. По мнению А. Адлера психологические барьеры препятствуют достижению успеха и связаны с комплексом неполноценности.

Представитель гуманистической концепции личности А. Маслоу считает, что внутренним препятствием развития личности может быть «Защита эго». Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего, необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике.

Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты (проекции, подавлению, отрицанию и т. п.) еще две - десакрализацию и комплекс Ионы.

Термин десакрализация (desacralization) характеризует акт обеднения психической жизни из-за отказа индивида серьезно и заинтересованно относиться к ней. Комплексом Ионы (Jonah complex) А. Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Подобно тому, как Иона пытался избежать ответственности пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.

Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существо­вание, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Давление группы и социальная пропаганда также могут ограничивать возможности развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способ­ность к независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на общепринятые стандарты

А.Л. Свеницкий определяет психологический барьер, как «вооб­ражаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели», которое часто является причиной внутриличностных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации .

Л.А. Карпенко характеризует психологический барьер (франц. вarriére - преграда, препятствие) как «психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, препятст­вующее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицатель­ных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей»

Вместе с тем, многие исследователи рассматривают психоло­гические барьеры, как важнейшие компоненты целостной структуры деятельности субъекта, оказывающие существенное влияние на его развитие и становление.

Р.Х. Шакуров считает психологический барьер универсальной категорией космического масштаба «…и постоянным атрибутом жизни, существующим везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы», он также отмечает положительное влияние препятствий на формирование характера, закалку личности.

Говоря о роли барьеров в социальной жизни, Р.Х. Шакуров отмечает их стабилизирующую и регулирующую функцию в процессе жизнедеятельности (запреты, требования, нормы, законы, обычаи, традиции), а суть барьера заключается в оказываемом им воздей­ствии - сопротивлении, торможении, сдерживании, противодействии, блокировании и т. д.

Понятия «барьер» и «преодоление» Р.Х. Шакуров сравнивает с системными понятиями, позволяющими кинуть свежий взгляд на исследуемый предмет, в «процессе изменения научной мысли».

Среди функций психологических барьеров Р.Х. Шакуров выделяет развивающую, т. к. «изменения, происходящие в организмах при столкновении с препятствием, способствующие мобилизации энергетических и других ресурсов, при повторных мобилизациях закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество»

Рассматривая психологические барьеры как «психические процессы, свойства или даже состояние человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности», Б.Д. Парыгин связывает актуальность проблемы, «с одной стороны, с расширением социально-психологического плацдарма, постоянно порождающего и умножающего психологи­ческие барьеры, а с другой - со все более ощутимой необходимостью их преодоления», что способствует мобилизации внутренних резервов социально-психологической активности личности

Н.А. Подымов определяет две модальности психологических барьеров: положительную и отрицательную, связанные с «индиви­дуальным стилем профессиональной деятельности, способами эмоцио­нального реагирования на изменение жизненных и профессиональных обстоятельств и трудностей»

Таким образом, преграды, сопровождающие профессиональное развитие личности, являются барьерами, выполняющими созидатель­ную функцию, при условии, что способствуют быстрой адаптации к различным изменениям. Деструктивная функция барьеров, если они достаточно велики, влечет за собой образование блокаторов, подавляющих активность, деформирующих и разрушающих личность.

Список литературы:

  1. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. - 1975. - № 3. - С. 3 - 13
  2. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. д-ра психол. Наук. - М., 1999. - С. 13-14
  3. Свеницкий А.Л., Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - С. 42
  4. Cловарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 176
  5. Фрейджер Р., Фэйдимен Д.Теории личности и личностный рост [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер-психология: сайт URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/05.php (дата обращения: 17.10.11)
  6. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.

Инструкция. Выберите три барьера, которые кажутся Вам наиболее трудными. Сейчас каждый участник берет лист бумаги и самостоятельно, без какого-либо обсуждения записывает: 1) на основании чего он судито наличии этого барьера в профессиональном развитии; 2) как он определяет,есть ли у этот барьер у него.

Написав, участники обмениваются записями, прочитывают их. После выполнения упражнения проводится обсуждение и обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем совпадают и в чем не совпадают ваши ответы?

2. Есть ли какие-нибудь заметные отличия между ответами на п.1 и п.2?

Психологический комментарий. Умение взглянуть на себя глазами другого человека, проверить привычные представления о себе, обратившись к анализу своих действий, поступков, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми,  это путь к тому, чтобы сделать представление о себе более реалистичным.

Перерыв

Теоретическая часть

(презентация 2)

Тренин (часть2)

Фаза обучения

На этой стадии осуществляется выявление и осознание психологических проблем, а также стратегий преодоления барьеров профессионального развития.

Упражнение «Мои сильные стороны»

Инструкция . У каждого из вас как профессионала есть сильные стороны, то, что Вы цените в себе, что дает Вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте своих достоинств. Эти качества будут составлять первую колонку на листе. Во второй колонке Вы можете отметить не свойственные Вам профессиональные положительные качества, которые Вы хотели бы выработать в себе. На составление списка Вам дается 5 минут. Затем сядем в большой круг, каждый участник прочитает свой список и прокомментирует его. Когда Вы будете высказываться, говорите прямо и уверенно. На выступление каждому дается 2 минуты. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.

Обсуждение целесообразнее проводить, когда участники садятся в круг, а при большом количестве участников – в микрогруппах по 7–8 человек. В конце следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.

Психологический комментарий . Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование способности думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участвующие избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

Упражнение «Французское плетение»

Инструкция. Сейчас Вам предлагается сформулировать свою цель. Вспомните о какой-либо актуальной для Вас цели и отчетливо ее сформулируйте. Запишите эту цель.

Теперь представьте себе, что кто-то из Ваших друзей добился успехов в реализации аналогичной цели или вообще добился в чем-либо успеха. Определите, как Ваше знание об успехах Ваших товарищей помогает Вам в реализации собственной цели. Определите, как в реализации этой цели Вам помогает Ваша семья. Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина (любимая женщина).

Вспомните о каком-либо событии, которое сегодня или вчера с Вами произошло. Это может быть и радостное событие, и неприятное, и амбивалентное (многозначное). Определите, как это событие может помочь Вам в достижении Вашей цели. Неприятные события создают дискомфорт, а великая мотивирующая сила дискомфорта известна давно. Приятные события воодушевляют, дают прилив энергии. Правда, эта энергия не имеет определенного направления, и наша задача состоит как раз в том, чтобы направить ее на реализацию поставленной цели. Неожиданности заставляют искать новые ходы, а значит, стимулируют творчество.

Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели Вам дает любое событие Вашей жизни. Используйте эту энергию, напоминая себе, как это событие помогает Вам.

Психологический комментарий. Данное упражнение направлено на тренировку использования различных побуждений и желаний для реализации поставленной цели.

Упражнение «Мое профессиональное Я»

Инструкция. Одну третью часть суток человек проводит на работе, выполняя свои профессиональные функции. Знаете ли Вы свое Я и профессиональное Я? Запишите свои основные показатели: в одной колонке – личностные, а в другой – профессиональные (интересы, склонности, ценности, установки, профессионально важные и личностные качества, знания, умения, навыки, психофизиологические особенности). Затем каждый расскажет о своих характеристиках.

Психологический комментарий. Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве профессионального и личностного.

Упражнение «Мои желания»

Инструкция. Отчетливо представьте себе свое внутреннее Я и осознайте, чего Вы хотите. А сейчас задайте себе вопрос, на который хотите получить ответ («Чего я хочу?», «Чего я действительно хочу?», «Чего я хочу достичь?» и т.п.). Запишите первый ответ, возникший у Вас в голове. Продолжайте задавать тот же вопрос до тех пор, пока ответы не перестанут приходить спонтанно. Затем просмотрите все Ваши ответы. Время на выполнение упражнения – 10–15 минут.

Вопросы для обсуждения:

1. Что говорят эти вопросы о Вас и о целях, которых Вы хотите достичь?

2. Насколько важны эти цели?

Психологический комментарий. Образ желаемого будущего заставляет действовать только человека, для которого характерна мотивация достижений. Человека с мотивацией избегания может действовать только образ нежеланного, но надвигающегося будущего.

Барьер это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельно сти человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.

Функции психологических барьеров: стабилизации (останавливают движение, придают ему статику); коррекции (столкнувшись с препятствием, движение меняет свое направление); энергетизации (энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера); дозирования (препятствия дозируют движение, определяют его меру); мобилизации (живые организмы, столкнувшись с препятствием, мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий); развития (изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество); торможения (барьер замедляет движение, сдерживает активность); подавления (постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные возможности).

Виды психологических барьеров: кризисы профессионального развития личности; индивидуально психологические качества личности (ригидность, низкая толерантность, агрессивность и др.); ухудшение профессионально психологического здоровья; профессиональные деструкции.

Кризисы профессионального развития личности это непродолжительные периоды жизни, сопровождающиеся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой деятельности.

Детерминанты кризисов: изменения ведущей деятельности (смена ведущей деятельности, изменение способа выполнения деятельности, совершенствование способа выполнения деятельности и стереотипизация деятельности); изменения социальной ситуации развития (ухудшение социально экономической ситуации, неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных планов, случайные события); субъектность личности (повышение социально профессиональной активности, неудовлетворенность потребностей личности, снижение социально профессиональной активности, неготовность к профессиональному самоопределению, стремление к саморазвитию и самореализации, субъективное чувство остановки в развитии, возрастные психофизиологические изменения).

Признаки кризисов профессионального развития: потеря смысла в выполняемой деятельности; потеря чувства нового; субъективное чувство остановки в развитии; преобладание негативных эмоций в отношении работы; раздражительность или апатия.

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14 15 или 16 17 лет) на стадии оптации Факторы: невозможность реализовать профессиональные намерения. Выбор профессии без учета индивидуально психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения. Способы преодоления: Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений.

Кризис профессионального выбора (16– 18 лет или 19 21 год) на стадии профессионального образования Факторы: Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности. Способы преодоления: Активизация учебно познавательной деятельности. Смена мотивов учебно профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

Кризис профессиональных экспектаций (18– 20 лет или 21 23 года) на стадии профессиональной адаптации Факторы: Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. Способы преодоления: Активизация профессиональных усилий. Коррекция мотивов труда и Я концепции. Смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (30 33 года) на стадии первичной профессионализации Факторы: Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения. Способы преодоления: Повышение социально профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности.

Кризис профессиональной карьеры (38 40 лет) на стадии вторичной профессионализации Факторы: Неудовлетворенность своим социально профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития. Способы преодоления: Повышение социально профессиональной активности. Выработка индивидуального стиля деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (48 50 лет) на стадии мастерства Факторы: Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Способы преодоления: Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверх нормативная социально профессиональная активность.

Кризис утраты профессиональной деятельности (55– 60 лет) на стадии утраты профессии Факторы: Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Способы преодоления: Социально психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно полезную деятельность.

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие (по определению ВОЗ). Профессиональное здоровье возможность организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях и на всех этапах профессиональной деятельности (В. А. Пономаренко). Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности (Г. С. Никифоров).

Факторы, детерминирующие психологическое здоровье: резкие социально экономические изменения (обостряют социальную незащищенность, угнетают чувство безопасности); особенности организации и содержание деятельности; условия труда; удовлетворенность трудом; удовлетворенность межличностными отношениями; стиль руководства коллективом; социально психологический климат; количество и характер профессиональных стрессов; мотивация труда; адаптивность личности.

Признаки профессионального неблагополучия: негативный субъективный статус (самочувствие, активность, настроение); наличие болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального – «болит душа»); снижение или полная утрата трудоспособности; уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов; снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок; ухудшение адаптационных возможностей (снижение интереса к инновациям, сопротивление им); проявления психологического насилия.

Показатели психологического здоровья: преобладающее хорошее самочувствие; глубокое понимание и принятие себя; позитивные гармонизирующие ориентации на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т. д. ; высокая удовлетворенность жизнью и профессией характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества; высокий уровень саморегуляции (но не слишком высоком!) своих желаний, эмоций и действий, своих привычек, процессом развития и т. п. адекватность возрасту: психологическая гармония.

Профессиональные деструкции это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Типология профессиональных деструкций: Профессиональная направленность (выученная беспомощность и профессиональное отчуждение); Профессиональная компетентность (консервация опыта); ПВК (профессиональные деформации); Психофизиологические свойства (не существенно изменяются в профессиональной деятельности).

Выученная беспомощность снижение уровня профессиональной активности в результате безразличия к организационным событиям, отсутствие инициативы, избегание ситуаций, сопряженных с неудачей. Изучали: М Селигман, Н. А. Батурин, Д. Циринг, И. В. Девятовская.

Факторы развития беспомощности: Предшествующий опыт влияния неподконтрольного неприятного воздействия; Формирование уверенности в том, что контроль над неприятным стимулом зависит только от случая; Доминирование внешнего локуса контроля; Когнитивный диссонанс.

Характеристики выученной беспомощности: убеждение в неподконтрольности результата; желание скорее покончить с этой ситуацией; желание прекратить все усилия; потеря самоконтроля; надежда найти решение; вера в свою личную неспособность разрешить ситуацию; желание убежать от этой ситуации; гнев на самого себя; гнев по отношению к внешним объектам.

Профессиональное отчуждение потеря идентичности со своей профессиональной ролью и профессиональным сообществом в целом. Человек не идентифицирует себя с выполняемой деятельностью, не принимает на себя ответственность за происходящее в организации, не разделяет организационные ценности.

Поведенческие признаки отчуждения: закрытость в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов, заведомая ложь, преувеличение своих заслуг, цинизм.

Детерминанты профессионального отчуждения: Профессиональная дезадаптация (возникает на всех стадиях проф. развития); Двойная мораль; Подмена профессиональной ментальности обывательской; Абсолютизация принципа целесообразности; Деидеологизация или сверхидеологизация сознания; Амбициозность специалистов или некомпетентность лиц, принимающих решения; Одномерность оценок, Некритичность мышления; Дефицит профессионально правового самосознания.

Профессиональная стагнация консервация профессионального опыта, избегание инноваций, работа на уровне устаревших знаний, умений и навыков.

Профессиональные деформации Искажение уровня выраженности профессионально важных качеств личности (В. В. Бойко, Р. М. Грановская, А. А. Крылов, Е. С. Кузьмин, В. Е. Орел, Е. И. Рогов). Деформация личности это изменение ее качеств и свойств (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение.

Профессиональные деформации психологов: Демонстративность – качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей личности. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях. Социальное лицемерие обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания клиентов.

Отношение человека с миром представляют собой активную форму взаимодействия с окружающей действительностью, направленного, прежде всего, на преодоление различных трудностей, препятствий, барьеров, в том числе психологического характера, возникающих на пути удовлетворения потребностей.

В профессиональном самоопределении личности психологические барьеры можно рассматривать как субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализации планируемого будущего, а также в собственном психическом состоянии. Возникновение психологических барьеров во время профессионального самоопределения и их осознание, является важнейшим условием усиления интеллектуальной деятельности, возникновение проблемной ситуации выбора профессии, стимулирования новых средств и способов самоопределения в профессии.

Профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений жизни.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль о том, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. В содержании данного понятия выделена двойственность:

С одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора);

С другой – то, что выбирают (объект выбора).

И субъект, и объект обладают огромным набором характеристик, объясняющих неоднозначность профессионального самоопределения.

Выбор профессии – это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологии принято рассматривать выбор профессии как выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с оной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности также распространено мнение о том, что основным условием правильного выбора являются профессиональный интерес или профессиональная направленность.

Выбор профессии очень важен в целостном жизнеопределении человека. Он связан с прошлым опытом личности, направлен в будущее – участвует в формировании Я-концепции. Все это требует учета жизненных планов личности в других областях, например, в личной жизни.



Можно выделить следующие показатели профессионального самоопределения:

Информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии;

Сформированность интересов и склонностей;

Появление новых качественных сочетаний способностей;

Возникновение специфических отношений с родителями, однокурсниками, представителями различных профессий;

Образование новых качественных факторов в самосознании;

Построение личностных профессиональных планов.

Успешность и продуктивность профессионального самоопределения предполагает изменения тех представлений о себе, которые стали препятствием для самореализации. Консервативная самодостаточность, ригидность (негибкость) оказывают отрицательное влияние на этот процесс. В то же время относительная легкость изменения представлений о себе может привести к невозможности стабилизировать и сохранить новые представления о себе. Это делает представление о себе чрезмерно динамичным и сильно подверженным различным ситуативным факторам.

Равновесие внутреннего мира учащихся может нарушаться необходимостью самоопределения. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение связано с отказом от других возможностей, т.е. с самоограничением, что в свою очередь порождает внутреннюю напряженность. Периоду юности свойственно стремление подростка доказать себе и другим свою способность к самостоятельным решениям и готовностью к взрослой жизни. Проблема самоопределения часто решается двумя разными способами:

Поиск сходства между собой и другими (идентификация );

Отрицание сходства между собой и другими (негативизм ).

Смысл Я не является следствием знания о себе. Важными условиями, определяющими продуктивность профессионального личностного самоопределения, являются, с оной стороны, наличие опыта реальных жизненных достижений и их адекватная самооценка, а с другой – способность правильно осознать степень особенности своей причастности к этим достижениям.

Таким образом, самоопределение включает два процесса:

Формирование достаточно высокого уровня самоуважения;

Осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых профессиональных достижений.

Самоотношение порождается столкновением Я с мотивами, обеспечивающими потребность в самореализации, и представляет собой результат самооценок и чувство симпатии к себе. Мотивом выбора является состояние напряжения, в котором находится человек. Оно может быть уменьшено благодаря удовлетворению потребностей. Профессия выбирается для удовлетворения определенных потребностей человека, которые могут быть осознанными и неосознанными.

Профессиональное самоопределение начинается тогда, когда человек впервые осознает, что данная профессия может удовлетворить его потребности. Это в свою очередь зависит от того, что человек знает о профессиях и о самом себе. Эти знания помогают ему понять, какие личностные качества и черты характера могут реализоваться в той или иной профессиональной деятельности. Фактически это выражает глубокое или поверхностное самопознание, свою открытость или закрытость по отношению к себе.

Успешность профессиональной деятельности человека во многом определяется глубиной самопознания, что в свою очередь может вызвать появление внутренней конфликтности и психологических барьеров . В них отражается наличие сомнений, несогласия с собой. Это проявляется как тенденция к чрезмерному самокопанию, что сопровождается тревожно-депрессивным состоянием, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей (фрустрированность - неудовлетворенность), подчеркиванием трудностей.

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-115-125 УДК 159.99

конфликт профессионального

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОфЕССИОНАЛЬНЫй

кризис личности как психологические БАРЬЕРЫ профессионального РАЗВИТИЯ

Садовникова Н.О.

В статье анализируются категории «психологические барьеры профессионального развития», «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности». Отмечается, что конфликт профессионального самоопределения - это всегда внутриличностный конфликт, связанный со столкновением ценностей, интересов, мотивов, представления личности с требованиями профессиональной деятельности или социально-профессиональной ситуации. Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Дается обоснование того, что как конфликт, так и кризис могут выступить в качестве психологических барьеров профессионального развития, выполняя как конструктивную, так и деструктивную функции. Предлагается под психологическим барьером профессионального развития понимать состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении.

Ключевые слова: конфликт профессионального самоопределения; профессиональный кризис личности; психологический барьер.

THE CONFLICT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS AS A PSYCHOLOGICAL BARRIER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Sadovnikova N.O.

The article describes the «psychological barriers of professional development» category «professional self-determination» and «professional identity crisis». The conflict professional self-determination - is always intrapersonal conflict associated with the clash of values, interests, motives, views of the person with the requirements of the professional activity or the socio-professional situation. The professional identity crisis is a short period of life. The fundamental restructuring of the subject of activity and changes in the most professional activities are characteristics of the crisis.

The article gives the justification that as a conflict and crisis can act as psychological barriers to professional development. These barriers perform as constructive and destructive functions. It is proposed under the psychological barrier of professional development to understand the status of temporary stagnation that occurs as a result of the non-feasibility of the individual professional plan, accompanied by stress-actualization needs overcoming and self-determination.

Keywords: conflict of professional self-determination; a professional identity crisis; a psychological barrier.

Введение

Профессиональное развитие личности как предмет исследования стал центром внимания ученых еще в конце XIX века. За прошедшее с этого момента время были исследованы различные аспекты профессионального развития: выбор профессии, карьера, профессиональная пригодность, удовлетворенность трудом и многое другое.

Профессиональное развитие является предметом исследований многих ученых (Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.). Большинство из них отмечают, что профессиональное развитие - это процесс «формообразования личности», адекватной профессиональной деятельности.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет констатировать, что под профессиональным развитием следует понимать неравномерный, нелинейный процесс изменения личности (прогрессивного и регрессивного) в ходе освоения и выполнения профессиональной деятельности. По мере вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества происходит изменение личности, ее генезис, который может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформирование.

Важными событиями процесса профессионального развития личности является переживание личностью конфликтов профессионального самоопределения и профессиональных кризисов личности, которые выступают как барьеры профессионального развития личности, выполняя при этом как положительную, так и отрицательную функции.

Впервые роль психологических барьеров в развитии личности раскрыл З. Фрейд. В психоанализе человеческое поведение описывается с привлечением двух понятий - «катексис» и «антикатек-сис». Катексис - это направленная на определенные объекты психическая энергия инстинктов, требующая разрядки, а антикатек-сис - барьер, перекрывающий путь к удовлетворению инстинкта. Поведение и все психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия инстинктов и барьеров, внешних и внутренних .

В России понятие «барьер» активно исследовалось в области научного творчества. В более поздних исследованиях феномен психологических барьеров рассматривался в различных аспектах: барьеры при реализации нововведений (А.В. Филиппов), барьеры общения (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов и др.), барьеры педагогического взаимодействия (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев и др.), барьеры в развитии деятельности и личности (Р.Х. Шакуров) и др. При этом обычно барьеры трактуют как препятствие, преграду в развитии, которую необходимо снимать.

Интересный и важный в контексте нашего исследования подход к пониманию психологических барьеров предлагает Р.Х. Шакуров. По мнению исследователя, барьеры - это универсальный и постоянный атрибут жизни . Наличие барьеров определят сам факт существования любой системы. Другими словами, барьеры выступают необходимым фактором развития (и деятельности, и личности).

Барьер выполняет следующие функции :

Стабилизация: барьер останавливает движение, придает ему статику;

Коррекция: столкнувшись с препятствием, система меняет траекторию своего движения;

Энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием удерживающего ее барьера;

Дозировка: препятствия дозируют движение, определяют его меру;

Мобилизация: при столкновении с препятствием живые системы мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий;

Развитие: изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности системы, придает ей новое качество;

Подавление (лишение): в ситуации постоянной блокады жизнедеятельности системы барьер ослабляет, подрывает ее функциональные возможности.

Другими словами, в зависимости от характера барьеров деятельность может выполнять и созидательную, и деструктивную функции по отношению к ее субъекту.

На основании вышесказанного дадим следующее определение понятия «психологический барьер профессионального развития». Психологический барьер профессионального развития - это состояние временной стагнации, возникающее вследствие невозможности реализации личностью профессионального плана, сопровождающееся стрессом, актуализацией потребности в преодолении и в самоопределении. Именно психологические барьеры придают процессу профессионального развития личностный смысл, определяют профессиональное будущее. Отсутствие барьеров означает эволюционное, линейное развитие, приводит к стагнации личности.

В качестве психологических барьеров профессионального развития на наш взгляд целесообразно считать конфликты профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности.

Понятия «конфликт профессионального самоопределения» и «профессиональный кризис личности»

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным поло- 119 -

жением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы .

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиове-дении объясняют понятием «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Конфликты профессионального самоопределения могут быть инициированы разного рода факторами. Среди них: рассогласование между компонентами направленности личности, несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, несовпадение представления о своих

профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между и пр.

Категория кризиса заняла в психологической науке прочные позиции. Например, жизненные кризисы были предметом изучения зарубежных психологов Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Г. Шихи, Ch. Bühler, S.-H. Fillip и др. Экзистенциальные кризисы стали предметом интереса R.K. James, A. Olson, D. Ulich.

Начало изучения кризисов развития в отечественной психологии положено Л.С. Выготским. Его заслуга в том, что он предложил новую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Кризис в его концепции -закономерное и необходимое звено в развитии .

Проблема кризисов профессионального развития анализируется в работах Л.И. Анцыферовой, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеера, Е.Л. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарева и других исследователей.

Мы в своих исследованиях, опираясь на работы вышеперечисленных исследователей, в тоже время вводим понятие «профессиональный кризис личности».

Профессиональный кризис личности представляет собой непродолжительный период жизни, сопровождающийся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой профессиональной деятельности. Кризис затрагивает сферу профессиональной направленности личности: мотивы, потребности, ценности, смыслы; «заставляет» личность простраивать границы своей ценностно-смысловой сферы, актуализирует процесс переживания. Ключевыми особенностями процесса переживания профессионального кризиса личности являются: 1) локализация во времени и пространстве; 2) неустойчивость образов и мыслей о себе как о профессионале, потеря профессиональной идентичности; 3) размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни; 4) актуализация смысложизненных переживаний, проявляющихся в пониженном

стремлении к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущении своей ненужности и никчемности; 5) наличие стойких аффективных реакций, напряжения .

Возникновение профессионального кризиса личности характеризуется появлением у человека неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности жизненных целей, непониманием как жить дальше, потерей чувства нового, отставанием от жизни и т. д. Можно говорить о том, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию «невозможности» реализации внутреннего профессионального замысла, ситуацию, когда перед личностью ставится «задача на смысл», требующая своего разрешение .

На наш взгляд именно кризисы профессионального развития являются наиболее значимыми в становлении личности профессионала, поскольку от успешности их преодоления зависит профессиональное будущее личности.

Итак, конфликт профессионального самоопределения - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. В свою очередь кризис возникает в процессе накопления разнообразных противоречий. В обоих случаях речь идет о процессе разрешения противоречий. Отличие заключается в форме переживания: конфликт - более острое эмоциональное переживание, кризис же - более глубокое, сложное переживание. Различны они и по влиянию на личность. Кризис, на наш взгляд, вызывает кардинальные изменения в сознании и деятельности индивида, непосредственно связан с процессом развития личности и оказывает определяющее влияние на становление индивида.

Разрешение, как профессионального кризиса личности, так и конфликтов профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека. В ряде случаев,

неразрешенный конфликт профессионального самоопределения перерастает в профессиональный кризис личности.

Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Биогенетический подход в психологии и педагогике // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред О.А. Ка-рабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М.: МГУ 1999. 315 с.

2. Садовникова Н.О. Преодоление педагогами барьеров профессионального развития: деятельностный подход // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5, С. 659-667.

3. Садовникова Н.О. Ценностно-смысловые особенности ненормативного кризиса профессиональной карьеры // Образование и наука. 2009. № 6 (2). С. 89-97.

4. Садовникова Н.О., Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 204 с.

5. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. №1(1). С. 80-92.

6. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990. С.142-148.

7. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem / Ch. Bühler // Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15. S. 253-255.

10. Caplan, G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief/American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. URL: http://www. nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. URL: https://www.psychologytoday.com/blog/ theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

1. Vygotskij L.S. Biogeneticheskij podhod v psihologii i pedagogike . Hrestomatija po vozrastnoj psihologii / O.A. Karabanova, A.I. Podol"sky, G.V. Burmenskaya (ed.). M.: MGU 1999. 315 p.

2. Sadovnikova N.O. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. №5, pp. 659-667.

3. Sadovnikova N.O. Obrazovanie i nauka. 2009. № 6 (2), pp. 89-97.

4. Sadovnikova N.O., Symanjuk Je.Je. Professional"nye destrukciipeda-gogov i puti ih korrekcii / Je.F. Zeer (ed.). Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos. prof.-ped. un-ta, 2005. 204 p.

5. Symanjuk Je.Je., Devjatovskaja I.V. Obrazovanieinauka. 2015. №1(1), pp. 80-92.

6. Filippov A.V. Rabota s kadrami: psihologicheskij aspect . M., 1990, pp. 142-148.

7. Frejd Z. Psihologija bessoznatel"nogo: Sb. Proizvedenij / Sost. M.G. Jaroshevskij. M.: Prosvesh-henie, 1990. 448 p.

8. Shakurov R.H. Voprosypsihologii. 2001. № 1, pp. 3-18.

9. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5. Mai 1933. Band 37. Heft 15, pp. 253-255.

10. Caplan G. Principles of preventive psychiatry. New York, London: Basis Books. 1964. 304 p.

11. James R.K., Gilliland B.E. Crisis Intervention Strategies. Belmont: CA: Wadsworth, 2001. 352 p.

12. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief. American Journal of Psychiatry. 101 (1944), 141-148. http://www.nyu.edu/ classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

13. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today. https://www.psychologytoday.com/blog/theo-ry-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization

ул. Машиностроителей, 11, г. Екатеринбург, 620012, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Sadovnikova Nadezhda Olegovna, Head of Department, Department of Psychology and Physiology, PhD in Psychology, Associate Professor

Russian State Vocational Pedagogical University

11, Mashinostroitelej St., Yekaterinburg, 620012, Russian Federation







2024 © sweep-business.ru.