Синквейн к слову межличностные отношения. Порядок написания синквейна


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Минина Ольга Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №43 г.Архангельска

Урок разработан для учащихся 6-х классов

УМК: учебник Обществознание 5 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., «Просвещение», 2012 г.; Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класса. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., издательство «Экзамен», 2013г.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска (для просмотра отрывков из художественных фильмов)

Цель урока: сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Задачи урока:

1.Вывести на более высокий уровень обобщений знания и представления учащихся об особенностях межличностных отношений.

2.Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

3.Воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.

4. Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.

5. Формирование умений презентовать приобретенные знания и опыт.

6. Закрепления навыка работы в группах.

7. Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

Тип урока: урок – изучение нового материала

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

рефлексия

активизация учащихся

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.

Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу.

2 этап.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели и темы урока.

На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем тему «Человек - личность». Сегодня мы исследуем этот вопрос с другой стороны.

Мы уже выяснили на предыдущих уроках, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в разнообразные отношения. Продолжите логическую цепочку:

Человек – индивид - ?

А может ли человек родиться личностью?

Как человек становится личностью?

Личностью человек становиться в отношениях с другими людьми.

Посмотрите на цепочку.

Личность – личность – личность.

Какие отношения здесь изображены?

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока?

Формулируем цель урока. (стадия вызова)

Что же сегодня мы должны с вами узнать?

О чем мы будем говорить?

"Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это - вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл...

Личность

Нет

В процессе жизни в обществе, в общении с другими людьми, в отношениях с другими людьми.

Тема нашего урока «Межличностные отношения».

Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

3 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

Проблема. Предлагаю вам выяснить: Что является особенностями отношений между людьми?

Давайте запишем версии решения проблемы(на доске)

Помогите мне составить план решения проблемы урока:

1. Определение межличностных отношений

2. Чувства (что влияет на отношения людей?)

3. Виды межличностных отношений

1. Выполняем задание №2 в парах.

Ниже приведены примеры межличностных отношений. Определите их вид.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.

5. Поездка на рыбалку с приятелем;

6. Встреча родителей ученика и директора школы.;

7. Поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами;

8. Поздравление с днем рождения брата(сестры);

9. Беседа по телефону с приятелем; приглашение по телефону

Почему мы не можем выполнить это задание? Чего нам не хватает? А что мы с вами уже знаем? Что такое личность?

Реализация смысла

А скажите мне тогда, как вы понимаете что такое межличностные отношения?

Давайте сравним со словарем. Катя Шарпалова готовилась к этому заданию и может нам помочь.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Какую первую особенность межличностных отношений вы можете назвать?

Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?

Какую следующую особенность вы можете назвать? Подумайте и обсудите в парах.

Составьте слова, которые начинаются с «взаимо».

Каждая пара по одному слову.

взаимопонимание

взаимопомощь

взаимовыручка

взаимоотношения

взаимоуважение

взаимосогласие

взаимовыгода

взаимоответственность

взаимодействие

взаимооценка

Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.

эти отношения носят обоюдный характер.

2. Из предложенного списка чувств те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, и те чувства, которые отношения затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству

А) восхищение; б) гнев; в) удовольствие; г) тоска; д) обида; е) уважение; ж) героизм; з) трудолюбие; и) нежность; к) беззащитность; л) гордость; м) мудрость; н) заносчивость; о) ненависть; п) любовь

назовите одним словом чувства, которые объединяют людей (с..п..ия)

и чувства, которые отталкивают людей друг от друга (а…п…я)

3 виды межличностных отношений.

Индивидуальное задание. Пока мы разбираем материал Максим, Даниил, Роман, Влад выполняют свое задание. (наклеить картинки по группам дать название группам, привести по 2-3 примера к каждой группе)

· Песня Высоцкого «О друге»(фильм Вертикаль)

· Прочитайте стихотворение В.Шекспира.

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может.

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям не сходны

Верный друг и льстец негодный.

· Фрагмент из «Тараса Бульбы» (Б.Ступка «о товарищах».)

· А. Пушкин «Дружба»

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор.

А теперь ребята расскажут, какие виды межличностных отношений выделили они.

Деловые

Семейные

Личные

Дружеские

Узнав виды отношений теперь вы можете полностью выполнить задание №2

Познавательные:

Регулятивные : уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные:

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные : Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

4 этап.

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?

Назовите литературных героев или герои мультфильмов, кого можно назвать друзьями?

Вывод:

Особенности межличностных отношений: Общение

Взаимность

Чувства

Дружба

Рефлексия

Составьте пожалуйста синквейн на тему «межличностные отношения» (дружба, отношения). Напоминаю структуру синквейна. И структура и пример есть у вас на технологической карте. Можете пользоваться.

· Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

· Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

· Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

· Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

· Пятая строка - одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Дружба.

Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь.

Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин. Чебурашка и Крокодил Гена.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Творческий

Учащиеся записывают домашнее задание на выбор:

1) П. 6 ответить на вопросы рубрики «проверим себя»

2) Написать небольшой рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»

3) сообщение об отношениях Пушкина и Пущина

6этап

Рефлексия

Итог урока

Рефлексивная мишень

Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.


Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бейская школа-интернат»

Разработка классного часа

Межличностные отношения.

Разработала:

Классный руководитель 6-го класса

Е.А.Кутергина

Аннотация

Человек- существо социальное. Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Системное образование личности активно формируется в сензитивный для нее период перехода от младшего школьного возраста к подростковому. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в межличностных отношениях со сверстниками и роль развития этих взаимоотношений огромна. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, позволяющий получить от сверстников ту информацию, которую которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Общество взрослых уже не может целиком заменить общество сверстников. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В подростковом возрасте общение со сверстниками выдвигается на первое место. Отсутствие благоприятных взаимоотношений негативно сказывается на формировании личности, ни в коем случае нельзя забывать о роли семьи в формировании личности подростка. Жизненный опыт, взятый из семьи и окружения, позволит ребенку увидеть окружающий мир с точки зрения уже не подростка, а взрослого человека. Подростки с высокой личностной эффективностью чаще добиваются успеха, ставят более значительные цели, обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, что является важным в настоящее время. Поэтому проблема изучения развития межличностных отношений подростков со сверстниками, несомненно, является актуальной.

Тема классного часа: « Виды межличностных отношений ».
Цель классного часа: знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений.

Задачи классного часа:

    Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом.

    Закрепление навыка работы в группах.

    Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

1. Виды межличностных отношений.

2. Дружба и любовь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, у кого сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно ?

Ответим на этот вопрос в конце классного часа

2. Актуализация.

Назовите чувства, которые сближают и которые разъединяют людей.(примеры из литературы, кино, мультипликации).

Сегодня мы продолжим разговор об отношениях между людьми, но о чём пойдёт наша беседа, попробуйте узнать сами.

-учитель зачитывает ситуации, дети должны назвать тему классного часа

- Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. (знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?Приятели.(приятельство)

В классе обучаются 25 учащихся. (товарищество)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями

Тема нашего классного часа « Виды межличностных отношений»

3. Формулируем цель классного часа.

-Что же сегодня мы должны с вами узнать?

-О чем мы будем говорить?

Должны узнать: определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений

4. Изучение нового материала.

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф нашего классного часа

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

А. Ривароль

О чем говорится в эпиграфе?

Межличностные отношения бывают разными.

Виды межличностных отношений

Знакомство Приятельские отношения Товарищество Дружба Любовь

Класс делится на группы, придумывают и разыгрывают ситуацию с разными видами отношений, а другие группы пытаются угадать её.

Чем отличается дружба и любовь от других видов отношений?

Учащимся было дано опережающие задание – подготовить стихотворения о дружбе и любви. Они их представляют и отвечают на поставленный вопрос.

6.Рефлексия.

Вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале классного часа – что необходимо для успешного взаимодействия?

Что из того что вы узнали на уроке запомнили сразу, а что нет?

Что вызвало трудности в работе?

Понравился ли вам сегодняшний классный час, принес ли он вам новы знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн. Вы знаете что такое синквейн?

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта

(примерные ответы)

Синквейн на тему Дружба

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

Синквейн на тему Дружба

дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения

Тема: Межличностные отношения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепление ранее полученных.
Цель урока: знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений. Оборудование: : презентация учителя, учебник Обществознание 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, рабочая тетрадь, бумага формата А3, маркеры.

Задачи урока:

    Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.

    Закрепления навыка работы в группах.

    Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

1. Виды межличностных отношений.

2. Дружба и любовь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, у кого сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно ?

Ответим на этот вопрос в конце урока

2. Актуализация.

Опрос по домашнему заданию :

Вспомните, о чём мы с вами вели разговор на прошлом уроке? (учащиеся у доски по очереди составляют кластер по теме «Межличностные отношения», а конце урока дописывают новую информацию)

Назовите чувства, которые сближают и которые разъединяют людей.(примеры из литературы, кино, мультипликации)

Сегодня мы продолжим разговор об отношениях между людьми, но о чём пойдёт наша беседа, попробуйте узнать сами.

-учитель зачитывает ситуации, дети должны назвать тему урока

- Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. (знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?Приятели.(приятельство)

В классе обучаются 25 учащихся. (товарищество)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями

Тема нашего урока « Виды межличностных отношений» (слайд№3)

3. Формулируем цель урока.

-Что же сегодня мы должны с вами узнать?

-О чем мы будем говорить?

Должны узнать: определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений

4. Изучение нового материала.

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф нашего урока

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

О чем говорится в эпиграфе?

Межличностные отношения бывают разными.

-Работа с учебником стр.52-53.(обсуждение, запись в тетрадь)

Виды межличностных отношений

Знакомство Приятельские отношения Товарищество Дружба Любовь

Класс делится на группы, придумывают и разыгрывают ситуацию с разными видами отношений, а другие группы пытаются угадать её.

Чем отличается дружба и любовь от других видов отношений? (Работа с учебником стр.54-55)

Учащимся было дано опережающие задание – подготовить стихотворения о дружбе и любви. Они их представляют и отвечают на поставленный вопрос.

6.Рефлексия.

Вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока – что необходимо для успешного взаимодействия?

Что из того что вы узнали на уроке запомнили сразу, а что нет?

Что вызвало трудности в работе на уроке?

Понравился ли вам урок, принес ли он вам новы знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн. Вы знаете что такое синквейн?

По группам составить синквейн по темам «Дружба», «Любовь». (слайд №7)

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

Синквейн на тему Дружба

дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения

Синквейн на тему любовь

Любовь
нежная страстная
переживается чувствуется ощущается
возможна с любимым человеком и в семье
чувство

Синквейн на тему Любовь

любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

П.6 Советы психолога стр.58.

Вы большие молодцы, спасибо за работу на уроке.Урок окончен!


Тема урока: Межличностные отношения
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений;
исследовать сферу чувств как основу данных отношений;
определить факторы, способствующие и препятствующие эффективному выстраиванию межличностных отношений;
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, вести дискуссию, работать в паре, критически рассматривать информацию, делать выводы, развивать самостоятельность и коммуникативную компетентность.
Формируемые УУД:
предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, общение, взаимность, стереотип, симпатия, антипатия, дружба, знакомство, приятельство, товарищество) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми;
формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
метапредметные:
коммуникативные: слушать других, принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; прогнозировать результаты уровня усвоения учебного материала;
познавательные: осуществлять поиск информации, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятий;
личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с т.зр. гуманизма, чувство ответственности за принятие решений; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Межпредметные связи: история, литература, русский язык, основы православной культуры
Применяемыетехнологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества; здоровьесберегающая технология
Межличностные отношения.
Просмотр видеоролика.
- Прежде чем мы начнем работать по теме, я хочу, чтобы вы посмотрели один видеоролик. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить все, что там происходит, потому что мы не раз во время урока будем возвращаться к его содержанию.
- Какой процесс происходил между человеком и роботом? (общение)
- Как вы думаете, полноценным ли было это общение?
- Кто из вас прав мы выясним чуть позже, а пока вернемся к теме.
- Общаясь между собой, субъекты вступают в определенные отношения.
- У меня на доске написано слово «Отношения». Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Подберите к этому слову различные понятия и составьте словосочетание. Например: отношение к чему-либо, какие-то отношения. Запишите их на своих кружочках. Чтобы не повторяться, обсудите это в своей группе.Прикрепляют к доске
- Вот оказывается в скольких значениям можно употребить слово отношение. Нас интересует сегодня словосочетание «отношения между людьми». Я бы немного уточнила: отношения между личностями, или межличностные отношения.
- А теперь скажите, можем мы назвать отношения между роботом и мужчиной межличностными?(нет, робот не личность)
Не смотря на то, что он вел разговор, он - запрограммированная машина. С кем нам важнее общаться с роботами или живыми людьми?
В процессе урока мы узнаем
1) какие отношения называют межличностными,
2) что является их основой,
3) и какие виды этих отношений можно выделить
Найдите в учебнике на с.50 виды межличностныхотношений по характеру взаимоотношений, участников и направленности деятельности (первая классификация) и соотнесите их с рисунками.
Чем приятельские отношения отличаются от товарищеских?
Приведите примеры деловых, личных, приятельских и товарищеских.
Как одним словом можно назвать взаимодействие двоих с целью получения знаний, информации или самого процесса деятельности?
- Общение
1 особенность – общение
(выводится на экран и записывается в тетрадь)
Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.
Другой особенностью межличностных отношений является обоюдность, характеризующаяся словом «взаимо».
- А какие ещё слова начинаются с взаимо –? (взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоответственность, взаимоуважение, взаиморасположение и т.д.)
- Можем ли мы их также отнести к процессу межличностных отношений?
2 особенность – взаимность
Анализ иллюстраций
Успех взаимодействия зависит от двоих
В §6 есть рубрика «Учимся взаимодействовать с окружающими». Как вы понимаете фразу «Нельзя аплодировать одной рукой»?
Вывод:Успех межличностных отношений зависит от взаимности действий
- В ролике, помните, когда человек попросил робота помочь ему собрать мячи для гольфа, как ответил ему робот? (это дело каждого; спасение утопающих, дела рук сих утопающих)
- А человек что сказал? (Я на тебя обиделся)
- Чувство! Робот способен на чувства?(нет)
- Все верно, наши отношения с другими людьми складываются на основе того, что мы чувствуем по отношению к определенному человеку. Хотим мы того или не хотим, у нас возникают эмоциональные переживания, чувства, которые сближают нас с другим человеком, либо отталкивают от него. Чувства – это то, что у нас с вами возникает внутри, когда мы общаемся с человеком.
- Сколько чувств у человека? Огромное количество. Мы с вами, переживая, испытываем целую гамму различных чувств. Наш внутренний мир очень богат, что мы не в состоянии иногда передать, то внутренне преживание, которое у нас возникает.
Всю гамму чувств можно разделить на две группы: чувства, которые сближают людей – положительные, позитивные, способствуют сотрудничеству и чувства, которые затрудняют, удаляют друг от друга – отрицательные, негативные.
Задание: Прочитайте 1-2 абзац п.2. § 6 на с. 51 учебника (вслух)
Выполните задание обозначенное вопросом. Для этого вам необходимо поработать в парах, из предложенного списка человеческих чувств выберите те, которые, на ваш взгляд, объединяют людей и способствуют их разобщению, внесите данные в табличку
Позитивные чувства вызывают симпатию – привлекательность; негативные – антипатию,т.е. отталкивают от людей.
Задание: Познакомьтесь с этими понятиями, прочитав оставшийся материал п.2 на с. 51-52. И приведите примеры. (1 вариант – симпатия, 2 вариант – антипатия)
Примеры.
Если человек нам приятен, мы испытываем радость, удовольствие, общаясь с ним, у нас постепенно формируется стереотип положительного отношения к этому человеку или группе, или ситуации, и наоборот.
Например: русский народ считают гостеприимным. Хотя в наше время это уже не так важно, стереотип по отношению к этой ситуации остался: мы стараемся быть гостеприимными, и от нас ждут подобного поведения. Стереотип – это некая устоявшаяся формула, то, что мы сами для себя сформулировали, обозначили и зафиксировали у себя в сознании, и по стереотипу начинаем воспринимать людей. Стереотипы мешают межличностным отношениям, потому что все упрощают. Например, существует стереотип «Все девчонки – плаксы», «Все мальчишки - драчуны» - это так?- Можно ли судить о человеке по одному поступку?
- Наше отношение к людям - это настолько сложный механизм, что относится к человеку с точки зрения стереотипов нельзя, единичный поступок, это единичный поступок, будьте внимательны и старайтесь разобраться в людях, прежде чем делать какие-то выводы, давать ему положительную или отрицательную оценку.
Существует стереотип, что ученики не любят выполнять физкультминутки, это так?
Кто-то из выдающихся мыслителей сказал: «В жизни ничего нет дороже двух вещей – здоровья и человеческих отношений, все остальное суета». Вот и мы с вами сегодня поговорим о человеческих или межличностных отношениях.
Таким образом, третьей особенностью межличностных отношений являются чувства.
Вывод:Чувства – основа межличностных отношений
Опираясь на микро выводы урока, сформулируйте, какие отношения можно назвать межличностными?
Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Это отношения, которые носят обоюдный взаимный характер.
Виды межличностных отношений
Давайте рассмотрим ещё одну классификацию видов межличностных отношений – по длительности связей между людьми и результатам совместной деятельности:
Знакомство
Приятельство
Товарищество
Дружба
- Межличностные отношения бывают разными. Попробуйте самостоятельно определить виды межличностных отношений.
Задание: в рабочих тетрадях на с. 33, выполните задание № 7. Если у вас возникнут сомнения, можно обратиться к учебнику п. 3 с. 52-53.
Задание № 7 (рабочая тетрадь)
Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня: распределите их в соответствующие колонки таблицы.
У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.
Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.
Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.
Глеб и Федор – одноклассники
Мария и Клавдия сидят за одной партой.
Диана и Марина идут вместе домой после уроков.
Лариса и Артем делают уроки вместе.
Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
Никита и Платон обмениваются марками.
Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
Знакомство Приятельство Товарищество Дружба Любовь
1 2 3 4 9 6 5 7 10 8 11 Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?
Дружба
Дружба ценилась всегда. А понять, настоящая ли дружба, возможно в экстремальных ситуациях.
Рассказать об истории создания текста песни В.Высоцкого к к/ф «Вертикаль». Объяснить, кто такие альпинисты
Задание микрогруппам:
Прослушаем «Песню о друге» в исполнении Владимира Высоцкого. Опираясь на текст, ответьте на вопросы:
Какие характеристики даёт автор настоящему другу?
Как называет Высоцкий ненадёжного человека?
Кого в горы брать нельзя?
Что особенно важно в горах?
Впишите в таблицу характеристики настоящей и мнимой дружбы, опираясь на текст:
Настоящая дружба Мнимая дружба
Не скулил;
Не ныл;
Хмур, зол, но шел;
Стонал, но держал;
Шел, как в бой;
Как на себя самого, положись на него
И не друг, и не враг, а так;
Не ах;
Раскис;
Сник;
Чужой;
Вновь обратимся к рубрике «Учимся взаимодействовать с окружающими» на с. 58.Прочитаем правило №2: «Не жалей комплиментов человеку, с которым ты взаимодействуешь». Что такое «комплимент»?
Недаром американский писатель Марк Твен говорил: «Я могу два месяца питаться одним хорошим комплиментом».
Комплименты по именам
Притча научись писать обиды на песке а радости и добрые дела на камне
«Золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
- Вернемся к проблеме нашего урока. Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
Планета дружбы
Рефлексия
- Чему вы научились сегодня на уроке? Начните свои высказывания со слов
1. Сегодня я узнал(а)… 2. Я выполнял(а) задание….
3. Я понял(а), что… 4. Я научился (лась)…
5. Меня удивило… 6. Урок дал мне для жизни…
7. Мне захотелось…
Домашнее задание параграф
Расспросить родителей о друзьях







2024 © sweep-business.ru.