Сокровище мира или чинтамани обычный метеорит. Чинтамани — священный камень Шамбалы


Супруги Николай и Елена Рерих известны в мире, как последователи созданного ими нового способа познания тонкого мира, названного ими Агни Йогой или Учением Живой Этики. Одной из проблем, которую традиционно рассматривают многие другие мистические доктрины, для Рерихов стало пророчество о будущем Спасителе человечества. Эта тема нашла своё выражение также в картинах Николая Рериха и его младшего сына Святослава - «Сокровище Мира - Чинтамани» и «Чинтамани».

1. Камень дальнего мира

Все перипетии, связанные с легендой о Камне Чинтамани, подробно описала в своей одноимённой статье Т. И. Мурашкина. Приведу выдержки из неё: «Легенда о Камне пришла к Рерихам в сентябре 1923 года, в ней было сказано: «Храните Камень в Ковчеге, привезённом из Ротенбурга. На нём четыре квадрата со знаком «М». Явление будет ясно, когда Я произнесу - путь четверых на Восток… Время настаёт, сроки исполняются. Рок суждённый записан, когда с Запада добровольно Камень придёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!

Новая Страна пойдёт на встречу Семи Звёздам под знаком Трёх Звёзд, пославших Камень миру. Сокровище готово и враг не возьмёт золотом покрытый щит!

Ждите Камень!»

6 октября 1923 года в Париже Рерихи получили Ковчег с Камнем. Этот эпизод их жизни описан Н. К. в очерке «Вехи»: «…Было указание о том, что получится очень ценная посылка. Время прошло. Друзья наши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка «Беккерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим обычнейшим путём была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и так бывает».

Чинтамани - это фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и является космическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического и духовного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственное свойство - энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находится в пространстве созвездия Орион.

В очерке «Камень» Николай Константинович пишет: «На камне указываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Камень предупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. Камень издаёт треск в особых случаях. Становится особенно тяжёлым или, наоборот, теряет вес. Иногда камень начинает светиться. Камень приносится иногда новому владельцу совершенно неожиданно какими-то незнакомцами. У камня много качеств, недаром о нём сложены всевозможные предания и песни. Упоминается он и в средневековых исторических и научных изысканиях. На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминаниями об этом сокровенном чуде».

Камень сопряжён с женским началом и знаменует эпоху Женщины - эпоху Матери Мира. Именно через этот камень, доверенный Е. И. Рерих, согласовывался ритм энергетики её организма с ритмом Сердца Вселенной. Сердце земной женщины, ассимилировав огненно-духовные ритмы Сердца Космоса, соединил Землю и Высшие Планы. Этот опыт имеет планетарно-космическое значение и в силу своей необычности не может быть оценен ныне живущим поколением в должной мере.

Это был опыт по соединению Миров…

Из других источников мы можем узнать, что Ларец стал ковчегом для метеорита, присланного с Ориона. В Азии этот камень известен, как Чинтамани, Норбу Римпоче - Сокровище Мира, а в Европе - как священный Грааль.

Известно, что Камень имеет форму расплющенного плода или сердца удлинённой формы. Камень сам приходит, взять его нельзя. Все великие объединители и основатели государств владели им.

Курновуу - Великий Правитель Атлантиды - носил этот Камень, заключавший кристалл жизни, поверх всех золотых украшений.

Царь Соломон приказал отбить часть камня и вставить в серебряный перстень, с которым никогда не расставался. На камне была начертана «чаша мудрости, пламенем просиявшая».

Владел Камнем и Акбар - великий объединитель Индии.

Император Китая построил для Сокровища Мира храм из бирюзы цвета неба.

Восток полон легенд о Даре Ориона. Одна из них - легенда о Белом Коне «Эрдени Мори», несущем великий драгоценный камень Мудрости, свет которого рассеивает тьму: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»

Николай Константинович писал, что символ белого коня проходит в легендах и сказаниях различных народов. «Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище».

«Пока народы знают о суждённом сокровище, они всё же останутся на верном пути. Путь их, хотя бы и долгий, и необычный, - неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствования. Кому-то сказки. Кому-то быль. Кто-то убоится. А кто-то развернёт страницы книги принесённой».

«В сагах знаем героев на белых конях». «Видели белого коня Святого Егория». «Видели белых коней Флора и Лавра». «Видели белых коней литовского бога Световита». «На белых конях мчались валькирии».

«Слышали о коне Гессер-Хана, даже видели на скалах Тибета удары подков его».

«Знали коня Химавата - с огненной ношей Чинтамани».

«Построение Великой Стены обозначено замечательным сказанием. Для защиты государства был пущен белый конь; и там, где прошёл этот светлый посланец, там через все хребты и была воздвигнута Великая Стена. Опять-таки белый. «Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть».

Неоднократно Николай Константинович изображал легендарного Коня счастья и на своих полотнах. Два из них находятся в музеях его имени: в Нью-Йорке и в Москве…»

Такова вкратце история Камня Чинтамани.

2. Звёзды, Расы и учения мистиков

Объявленные мистиками разных эпох и народов и повторённые Рерихами пророчества о Камне Чинтамани остались бы не особо замеченными - мир переполнен всевозможными предсказаниями будущего, если бы не популяризация их при помощи литературы, созданной типографским способом, и не художественный промысел, успешно присутствовавший в жизни семьи Рерихов. Однако это ничуть не помогло развить хотя бы часть некоей давней космогонической доктрины - раскрывавшей принципы жизни, существующие в тонких мирах вокруг Земли.

Самая первая проблема, которую мистикам древности, а вслед за ними и Рерихам, следовало бы понимать, прежде чем объявлять о необычной роли Камня Чинтамани, связана с существованием Надземных Рас (следуя общепринятой терминологии) в пределах проявления энергетического поля Земли. Дело в том, что, согласно широко распространённой на Востоке буддийской доктрине, - объявляющей то, что Расы жителей тонких миров участвуют в жизни многих планет (и Земли в том числе), сменяя друг друга; при этом у каждой Расы есть свои особые задания в организации земной жизни на период проявления, - получается, что Расы жителей тонких миров как-то путано участвовали в организации жизни Земли в целом, и особенно путано они проявляются в летописи земной человеческой цивилизации.

Внешне, Расовая теория буддизма выглядит вроде бы привлекательно: первая Раса (избранные Духи планеты) создавала Землю, при этом она жила исключительно в тонком мире; последующие развивали на Земле некие принципы жизни и организовывали на планете что-то особое, отличающееся даже в физическом мире Земли; а завершит земную эволюцию Раса, которая почти похожа на Расу-родоначальницу Земли, но только задание у неё прямо противоположное - исключить возникновение в Космосе хаоса после «распыления» Земли в тонкие энергии.

Однако внешнее впечатление обманчиво, и если следовать не религиозной предвзятости, а всего лишь простой логике земного ума, то эта доктрина у всякого грамотного человека обязана вызывать, как минимум, недоумение своей полнейшей неразумностью.

Начну с того, что многие из создателей теории Рас Земли причислили себя к приверженцам учения Будды. Однако исторические хроники указывают на то, что сам Будда оставил своим последователям всего лишь Четыре Истины Бытия. Всё остальное содержательное наполнение доктрины раннего и особенно современного буддизма взяли на себя последователи пророка. В связи с этим, многие историки современности - среди них, в частности, известный советский историк Лев Гумилёв, пытавшийся создать Единую Всемирную историю, связав её причинность с космическими циклами, - задаются естественным для ума всякого исследователя (но не религиозного догматика) вопросом: как получилось, что чем дальше по времени от эпохи проявления в земной теле самого Будды, созданное им учение разрослось из Четырёх Всеобщих Истин Бытия в обширнейшую и подробнейшую мистическую доктрину?

Объяснение этой загадке может быть дано самое простое. Оно состоит в том, что последователи Будды совершили ошибку, характерную для всех учений. Во-первых, они не поняли сути и содержания Завета Будды. Уж коли сам пророк счёл целесообразным оставить землянам после своего вознесения всего лишь память о Четырёх Истинах Жизни, значит, на то был его Указ. И рассуждать здесь о том, что Будда чего-то не предусмотрел - значит, подвергнуть сомнению всё его существование в земном теле как пророка и сам Принцип, которому следовал в своей жизни Будда.

Отсюда вытекает, что последователи Будды, всякий раз внося в разные эпохи дополнения в учение буддизма, ушли от Пути Будды и занялись самоискательством. Но в целях придания этим мистическим исследованиям авторитета, всякий раз заявлялось, что всё это происходило по указу Духа самого Будды. Проверить это утверждение не представлялось возможным, поскольку грамотность населения на Востоке и по сей день остаётся на крайне низком уровне. Если же говорить о мистической подкованности жителей Востока, то она также далека от традиционно приписываемых народам Азии знаний тонких миров.

Другая важнейшая проблема, которую начисто проигнорировали создатели распространённой ныне на Востоке теории о Надземных Расах, связана с незнанием ими одного из самых главных принципов жизни тонких миров, который состоит в следующем. При рождении каждого отдельного разумного индивидуального Эго во Вселенной эта новая Жизнь получает индивидуальное звёздное задание. Оно может храниться в памяти каждого звёздного жителя. Или же стать частью звёздной жизни целой Расы жителей тонких миров, в случае, когда некое Эго с его заданием, согласно старшинству и имеющемуся у него опыту жизни, становится Направляющим Принципом жизни целой Расы. В этом случае любое индивидуальное звездное поручение основателю Расы становится звездным поручением для всей Расы.

Логика выполнения каждого звёздного поручения в тонких мирах состоит в том, что каждому звёздному жителю необходимо не только лично участвовать в создании условий для реализации Замысла Расы, но и лично отвечать как за выполнение (или замедление сроков) всех поручений, так и за размагничивание всех следствий, возникающих после использования звёздной энергии, потраченной на выполнение каждого из поручений.

Таким образом, каждый житель тонких миров, появляясь в той или иной области пространства Космоса, знает о том, что расстаться с этой областью Вселенной он имеет право лишь после окончательного исследования всех следствий, возникших в этой и соседних областях пространства после использования им тонких энергий. В этом проявляется Принцип Звёздной Ответственности за Жизнь. Это Принцип сродни равенству среди всех звёздных жителей.

Другими словами, Тот, кто начинает создание всякого нового проявления Жизни во Вселенной, несёт индивидуальную ответственность как за весь период существования этого Явления, так и за очищение Космоса от любых хаотических проявлений после завершения Цикла существования указанного Явления. То есть, этакого «звёздного конвейера» при создании планет - когда одни жители начинают, а другие продолжают кем-то начатое дело и завершают его - в тонких мирах быть не может в принципе. Так видит жизнь лишь ограниченный во времени земной ум, которому неведомы сроки жизни, продолжительнее периода существования земного физического тела человека.

Всё это доказывает, что создатели Расовой доктрины не имели понимания сути и содержания жизни Рас жителей тонких миров и не могли видеть Расовые потоки звёздной энергии, которыми Расы помогают друг другу во время выполнения звёздных поручений.

Не меньше неувязок при исследовании легенды о великом даре дальнего звёздного мира нашей Земле в виде особого Камня Чинтамани - а ещё лучше сказать, откровенного непонимания излагаемой проблемы в целом, - возникает, если рассматривать её содержание на предмет поиска в ней понимания связи жизни Надземных Рас (как вокруг Земли, так и вдали от неё) и окружающих земное человечество явлений обычной жизни.

3. Звездный скиталец Чинтамани

Коротко проблема сводится к следующему. Солнечная система, как в физическом (видимом обычным человеческим глазом), так и в тонком мире, является одной из подсистем (со своим чётким и давно устоявшимся ритмом жизни) обширной мегасистемы звёзд, известной человечеству в виде галактического образования Млечный путь.

Не так давно - буквально 1-2 года назад - современная наука в результате пристального изучения биоритма жизни Земли определила, что именно центр галактики Млечный путь является задающим генератором для всей жизни на Земле. Это означает, что именно из центра Млечного пути приходят на Землю вибрации, предопределившие глобальные и менее значимые ритмы активности для всех процессов на нашей планете.

Однако у авторов легенд о космосе нет никаких упоминаний о роли и влиянии Млечного пути на земное время и все, происходящие на Земле, процессы. Вместо этого авторы космогенеза выдумали ведущую роль для жизни на Земле, в виде двигателя её эволюции, со стороны созвездия Орион. Это обстоятельство сразу указывает на то, что никто из тех, кто поддержал легенду о Камне Чинтамани, не имел способности видеть Расовые Лучи. В то время, как именно ими как раз и происходят передача всех видов энергии в тонких мирах, но никак не какими-то предметами - например, кометами или камнями.

Для Лучей Рас в Космосе нет преград ни в виде времени, ни в виде расстояний. Ибо многие из этих Лучей как раз и создавали Расовые потоки тонких энергий, которыми творились не просто разовые явления в тонких мирах, но воссоздавались (причём, многократно) многие звёздные миры, иногда намного большие, чем известная нынешнему человечеству Вселенная.

Идём дальше. Кроме полного отсутствия качества тончайшего зрения, у мистиков, создавших легенду о Чинтамани, не было также и собственных полётов в тонких мирах в дальние звёздные миры. Иначе авторы ложной легенды никогда не называли бы ни созвездия Ориона, ни даже самого наименования звёзд, употребляемые земными учёными. Дело в том, что для полёта к дальним звёздным мирам надо иметь звёздное ПРАВО вылетать за пределы Солнечной системы. Такое право можно получить, если знать свою Расу, Лучи которой создавали в своё время жизнь на Земле.

Таких Рас существует три. У каждой из этих трех Рас существуют свои индивидуальные Лучи связи с дальними мирами. Так и выходит, что для того, чтобы лететь далеко и иметь возможность вернуться затем назад к Земле, ментальному телу необходимо вовремя управлять своими вибрациями, настраиваясь сначала на те вибрации Расовых Лучей, которыми они удерживали связь со своими родственными звёздными мирами, а затем - на те вибрации тех же самых Расовых Лучей, через которые дальние звёздные миры направляли помощь всем жителям тонких миров в пределах Солнечной системы. Все эти вибрации содержат свои вмещения в виде образов для земного ума (они необходимы для передачи информации земному уму) и даже символов для письменности, которую каждая из Рас обязана развивать, присутствуя на нашей планете.

Изучая во время ментальных полётов каждое из многих и многих наречий некогда живших на планете цивилизаций землян, посвящённый в карму своей Расы обязан прожить всю историю своей Расы и знать все её связи с каждым из земных регионов и проживавшими на их просторах людьми. Зная это, такой человек имеет право защитить свою Расовую связь и называть события, предметы и явления в земной жизни или из жизни тонких миров вокруг Земли теми именами, которые ему стали известны при его личном касании своего Расового Луча. Увы, в этих Расовых Лучах нет ни Ориона, ни, например, Евразии, ни большинства других названий звёзд, которые ныне на слуху у человечества.

Зная все указанные связи энергии внутри Расовых Лучей, можно далее уже не притрагиваться к тексту легенды о Чинтамани, так как она повествует о необыкновенной роли в космогенезе некоего особого камня. Такое указание раскрывает полную зависимость авторов легенды о Чинтамани от их собственного земного ума. Поскольку космические процессы в тонких мирах и жизнь в целом не могут привязываться к предметам из физических миров как неких эволюционизирующих факторов.

Библия упоминает, что Бог творил саму тело планеты Земля на протяжении одного Дня. Сегодня, при наличии на Земле большого количества грамотных жителей, которым, в отличие от их давних предшественников, доступно более революционное мировоззрение о жизни в космосе, можно уточнить, что процесс Творения Земли в тонком мире всего лишь одним Расовым Лучом - а Рас вокруг Земли, напомню, Три - занимает не более 1 секунды в пересчёте на нынешнее земное время. А сразу Три Луча трёх Рас, объединившись в полной гармонии, могут ускорить этот процесс во много тысяч раз. Однако вся проблема при творении каждой новой планеты сводится к тому, чтобы уберечь от хаоса (а чаще даже от возмущения) близлежащее пространство вокруг той области космоса, где намечено появление нового звёздного тела.

По аналогии с кругами на воде, всякий раз появляющимися на её поверхности после падения в неё камня, в космосе при создании новых планет таких кругов возникать не должно. Это-то обстоятельство как раз и требует от жителей тонких миров опытного касания своими Лучами всего, к чему они только прикасаются в пространстве.

Говоря о ложности легенды о Чинтамани, можно ещё указать на роль в ней коня. Это обстоятельство указывает на типичное поведение земного ума, живущего насилием над окружающим его миром. Как известно, совершенный человек Земли, каким, например, являлся Будда, не занимается насилием и подчинением своей воле любых внешних для его сознания обстоятельств и ритмов вибраций (как в тонких, так и в физическом мире), которые могут замедлить его полёты в дальние звёздные миры. Поскольку каждое касание чужой вибрации приводит к соучастию в ней, а из этого появляется уже ответственность за само существование этой вибрации. Последнее обстоятельство всегда связано со сроками, на протяжении которых те или иные вибрации имеют право присутствовать в пространстве.

Так у человека Земли появляется обязанность защищать своей жизнью всякую вибрацию, если он вошёл в созвучие с ней, чтобы указанные этой вибрации сроки могли бы реализоваться. Если же эти сроки нарушены, то человек, присутствовавший при этом, обязан смещать свой земной путь, поскольку он не смог жить своим прошлым ритмом жизни так, чтобы не возмущать окружающее его пространство.

Подводя итог, следует сказать, что если какой-то пророк в будущем намерен будет стать Спасителем Земли, то ему придётся держаться подальше не только от коня (конь имеет свой срок жизни, и он намного короче земного срока жизни человека, поэтому после физической кончины коня у пророка, который привязал свой земной путь к телу и уму коня, не будет больше прав продолжать своё продвижение по планете в том же физическом теле, так как со смертью коня исчезнет один из принципов земного быта пророка; пророк может вновь вернуться к своей высокой миссии, но уже в другом земном теле и в других регионах планеты), но и от многих других благ земной цивилизации.

Поскольку многие предметы из земного обихода, входящие в жизнь пророка (например, то же седло для коня из легенды о Чинтамани), также имеют Расовые связи - соответственно, у них могут быть индивидуальные предназначения, для реализации которых всякий раз указаны свои сроки. И всякое нарушение любого из перечисленных факторов приведёт к смещению жизненного пути человека, имевшего устойчивую связь с тем или иным предметом.

Таким образом, красивая мистическая легенда о Камне Чинтамани на самом деле не имеет никакого предназначения. Она может помочь разве что детям, чтобы будить в них устремление к полётам к далёким звёздам. А вот всем, кто ищет путь, приближающий его к тайнам тонких миров, и кто хочет преодолеть грань, разделяющую земное понимание жизни от ментального прозрения, следует знать о ложном устремлении земных умов авторов, сочинивших легенду о Чинтамани.

<...> Чинтамани - это фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и является космическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического и духовного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственное свойство - энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находится в пространстве созвездия Орион.<...>

<...> «Когда пришлю Камень, храните снимок с него в Америке и в Риге». (31.07.23)<...>

Камень. Пришел 6 октября 1923 года.

<...> «В субботу 6 октября в 11утра Удрая принял посылку» <...>

Росов В.А. : «Знаменательное событие произошло незадолго до отъезда из Франции. 6 октября 1923 года в дверь гостиничного номера отеля «Лорд Байрон», где остановились Рерихи, постучали. На пороге стоял служащий одного из парижских банков «Банкерс Траст». Он доставил посылку, которую принял Юрий Рерих. В обычный деревянный ящик был запакован ларец. На нем проступало изображение причудливых фигур – силуэты мужчины и женщины, священные зимородки и четыре готические буквы «М» по самому краю. А внутри находился чёрный аэролит…

Полагают, что более столетия он хранился в Париже, в одном тайном обществе, специально созданном, чтобы оберегать сокровище. В 1920-е годы возглавлял это общество знаменитый французский режиссер Жан Кокто».
«Кто принёс посылку?

Птицы приносят, не надо много говорить, ибо много гончих по следу. Прирасти дайте гостю к дому». (6.10.23)«…Учитель положил видеть ковчег на горе Алтая. Учитель настойчиво просит сохранить тайну до срока. Учитель любит дух другой у Камня. Учитель просит не раскрывать ковчег часто». (8.10.23)«До завтра не трогайте Камня руками. Через ткань можно, но вынимать не нужно». (27.10.23)

Елена Ивановна Рерих

<...>По словам Владыки даже один намек о нем, запечатленный в сознании, уже является высшим достижением, а Урусвати удалось даже получить представление о священном ритме Камня Ориона.<...>

<...>Энергетический ритм самого Камня есть ритм Космического Магнита или Сердца нашей Вселенной, которое находится в пространстве созвездия Орион. Энергетика Елены Ивановны Рерих была согласована с ритмами Космического Магнита именно через этот Камень. Иначе эксперимент не состоялся бы. «Когда центры могут пламенно отражать волю Космического Магнита, – сказано в одной из книг «Агни Йоги», – тогда психодинамика духа соединяет планы Высшие с планетою».

Дыхание, или ритм Космического Магнита, определяет зарождение и умирание Вселенных. Поэтому любое космическое творчество должно идти в его режиме, иначе оно не принесет желаемых результатов. В Камне – сообщал Учитель, – «заключена частица Великого Дыхания – частица Души Ориона. Явил смысл Камня. Указал на Сокровище Великого Духа. Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь со своим сужденным путем».

Л.В.Шапошникова. У порога Нового Мира. М., 1993. С. 17–18

<...>Весьма порадовало меня Ваше тонкое понимание легенды о Сокровище Мира. Конечно, каждый знак имеет много значений. Сокровище это есть осколок главного тела, хранящегося в Твердыне Света. Присылка этого дара с незапамятных времен знаменует наступающий срок сужденного объединения и мощи той страны, где он появляется. Все великие объединители и основатели государств владели им. Восток особенно полон легенд об этом даре Ориона, и народы Азии всюду ищут его.

И Оссендовский, автор книги «Звери, люди и Боги», слышал эти легенды. Много их в различных версиях, более или менее правдивых. Так и тибетский и монгольский белый конь Эрдени-Мори, несущий Чинтамани (сокровище Мира), тоже связан с этим появлением. Легенда, записанная в «Криптограммах Востока» – истина. По преданию сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. Ларец, упомянутый в легенде, относится к тринадцатому столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов.

Знаменитый раввин Моисей да Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонений на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения, в благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман. Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в Твердыню Света.<...>

Письмо Е.И.Рерих от 18.11.35

КАМЕНЬ ЧИНТАМАНИ

и его символическое изображение

<...> Очень важная служба ночная. На этих службах головы всегда открыты. ...место ночного Служения гораздо недоступнее. Даже запечатленный намек на ночное Служение вокруг Камня есть высшее достижение, ибо Никто, кроме Нас, допущен, не может быть. Да, Камень покоится на подушке, которая лежит на основании из мрамора и отделена кругом металла Лития. Там, после ритма, молча напитываем пространство. Глубоко лежит это Хранилище, и многие не подозревают, как во время их сна Белое Братство сходит по галереям на ночное бдение. ...Укрепляли пространство, чтобы потушить войну.<...>

В августе 1925 года Центрально-Азиатская экспедиция выступила из Шринагара, столицы Кашмира. За три года (по май 1928г.) Рерихами был пройден огромный маршрут от Индии до Москвы, Сибири и Алтая и обратно в Индию через Монголию, Китай и Тибет. Священный магнит – Ковчег с Камнем Ориона и Посланием Владыки – был пронесен по всем территориям экспедиции.

Производилось небывалое намагничивание среды, с расчетом на огромный период времени - всю будущую эпоху – сеялись зерна Новой жизни.

Маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов

«Шествие Камня по границам земель подобно шествию древних магнитов около городов и государств. Путь считайте от Индии, от мест Будды. Урусвати, широк путь на Алтай, явленный как дорога священная из Индии» (27.03.26г.). Экспедиция очертила центральноазиатские области от Алтая до Гималаев, которые снова, как в далекие древние времена, должны были стать центром нового возрождения жизни. «Камень повернул путь Востока!» (10.07.24).

Камень был пронесен Рерихами и по российским землям: он побывал в Москве, в Сибири, на Алтае. Именно Алтай был избран Братством как центр новых построений в Азии: «Я пошлю вам так же легко идти через горы, как легко приютилось Сокровище в доме вашем.

Камень ждет вас – Алтай Нами избран. Урусвати, неси Камень Дома Моего» (28.10.23).

В планы этих построений входила и закладка магнита в основание города Новой Эпохи –

Звенигорода,

а также Храма Единой религии, или Храма

Матери Мира.

Вот как было сказано Владыкой о будущем предназначении Дара Ориона:

«После станет ясно, как строить Звенигород. Внизу город новой эпохи, над ним храм человеческих достижений и место встреч земли с духом. Камень положим в храме» (03.05.24). Помещение Священного Камня в Храме имеет древнюю традицию. Из Легенды о Камне известно, что правитель Атлантиды Курновуу, император Китая, царь Иудеи Соломон, повелитель Индии Акбар – все они помещали Камень как величайшую святыню в Храме.

18 августа 1926 года Елена Ивановна записала слова Владыки: «Вот мы стоим на поле будущего города. Однако мы дошли до него. Как дела исторические не могут не наполнять восторгом, так осознайте, в чем участвуете».

Карта созвездий зимнего неба


<...> Орио? н (греч. ?????) - экваториальное созвездие. В расположении звёзд созвездия легко угадывается фигура человека. В Древнем Египте созвездие Орион считалось «царём звёзд». В этом созвездии две звезды нулевой величины, 5 звёзд второй и 4 третьей величины, причём среди ярчайших звёзд есть переменные. Минтака, Альнилам, Альнитак, Сириус, Альдебаран, Ригель, Бетельгейзе и Беллатрикс. Древние египтяне связывали Ригель с Сахом - царём звёзд и покровителем умерших, а позже - с Осирисом.<...>

Ученые нашли новое доказательство того, что жизнь могла быть занесена на Землю из космоса. В ходе исследования центральной части созвездия Ориона на расстоянии в 1,5 тыс. световых лет от нашей планеты они обнаружили грандиозную зону особого ультрафиолетового излучения , которое закручивает исключительно в левую сторону молекулы аминокислот.

На Земле эти исходные компоненты белковой жизни также развернуты исключительно налево, чему ранее не находилось убедительного объяснения. Дело в том, что при получении аминокислот с помощью нормальной химической реакции образуется примерно поровну «правых» и «левых» молекул.

«Можно предположить, что наша Солнечная система в самый ранний период своего существования также оказалась под воздействием такого излучения, приводившего к появлению исключительно левосторонних молекул жизни,- сказал журналистам сотрудник японской Национальной обсерватории Цубаса Фукуэ.- Затем они могли быть занесены на Землю кометами и метеоритами».

Ученые и раньше установили, что особый вид ультрафиолетового излучения с т.н. круговой поляризацией уничтожает «правые» аминокислоты и оставляет только «левые». Однако сейчас японские специалисты обнаружили в космосе реально существующую зону, где «могут коваться эти исходные кирпичики биологической жизни». В созвездии Ориона она занимает площадь, которая в 400 раз превосходит размеры Солнечной системы.

M42 (NGC 1976) - Большая туманность Ориона (The Great Nebula in Orion)

Из Дневника Е.И.Рерих:

«Слышала слова Владыки М. о камне: "В нем заключена частица Великого Дыхания – частица души Ориона". Явил смысл Камня. Указал на сокровище великого Духа. Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь своим сужденным путем… Как путеводная звезда, идет с вами частица Ориона.» (08.03.24г.)

Понятие Великого Дыхания Космоса означает принцип вечного, никогда не прекращающегося движения, пульсации Космоса. Это «дыхание» несет в себе вечный импульс к движению, развитию, эволюции, являет собой первичную Волю, исходящую из глубин Непроявленного.

«Не пройдя длительного круга эволюции, жизнь не способна явить в совершенстве такое созвучие и, следовательно, передать его во внешний мир. Именно в этом утверждении заключается ключ к пониманию смысла влияния Ориона как источника (для нас) Великого Дыхания. Получается, что в этом созвездии находится удивительный Оазис жизни, которая в процессе своей эволюции достигла по сравнению со всеми окружающими областями Космоса наиболее высокого, невероятно, непредставимого для нас, уровня развития и теперь питает окружающее ее пространство мощными энергиями, исходящими из глубин духа и адекватно выражающими эту первичную пульсацию.

Поэтому Орион и является как бы маяком для всех окружающих его космических систем. ... Мы склонны предполагать, что в масштабах нашей галактики

Галактика млечный путь. Солнечная система. (компьютерная модель).

Орион является образованием уникальным, и посему, имеющим значение для всего пространства. Более того, ряд фактов заставляет нас думать, что Орион является для нашей галактики центром не только духовным, но и физическим.

Если мы предположим, что очаг жизни в Орионе в силу уровня своего развития является древнейшим (и первичным, следовательно) на ее пространстве, то тогда в силу закона аналогии, будучи ядром творческой энергии на духовном плане, он должен был стать таковым в процессе формирования галактики и на плане проявленном, то есть геометрическим и гравитационным центром обращения галактической спирали, из которого исходили волны Магнетизма, создающие материю миров, солнц и планет.

Конечно, когда мы говорим об оазисе в Орионе, то, прежде всего, имеем в виду известную туманность М42, расположенную под трехзвездным Поясом.

Кроме звезд Ориона эта туманность постоянно рождает сотни других, новых солнц и солнечных систем, и ныне они уже настолько удалились от нее в результате выброса, что мы их относим вообще к другим созвездиям, к примеру, Возничему, Овну или Голубю.

Сама туманность имеет размеры гораздо большие, чем те, что мы видим невооруженным глазом. Считается, что она обволакивает все обширное созвездие Ориона, который как бы погружен в нее целиком.

Из книг Н.К.Рериха:

«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле...

Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»

«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище».

«Знали коня Химавата - с огненной ношей Чинтамани».

Известно, что Камень прибыл из созвездия Орион, но откуда именно? Много существует предположений на этот счет, чаще всего указывается Туманность М-42, как наиболее вероятный источник. Но позволим себе пофантазировать.

Если мы вспомним все туманности, составляющие созвездие Орион, то обнаружим любопытный факт – одна из них напрямую связана с героем всех легенд о Сокровище Мира - с конем. Речь идет о туманности в поясе Ориона, расположенной рядом со звездой Дзета, своими очертаниями очень похожей на голову коня, которая так и называется "Конская голова", имеющая по каталогу Барнарда номер В-33.

IC 434 или Конская Голова в Созвездии Ориона

Туманность M42 (NGC 1976) - Большая туманность Ориона

Конь, несущий людям Дар Ориона, и туманность Ориона, по форме напоминающая коня, может, есть между ними связь?

Конечно, это всего лишь одна из версий...

В этой книге собран обширный материал, посвященный одному из самых загадочных явлений на Земле – Камню Чинтамани. Описанный во многих сказаниях и легендах как нечто магическое, он тем не менее является реальным предметам и имеет свою историческую миссию. Прочитав книгу, читатель узнает: о происхождении и сущности священного Камня, названного Сокровищем Мира; о том, как этот «посланник миров дальних» связан с Братством Света, легендарной Шамбалой; каковы свойства этого Камня, делавшие его предметом желания многих; как связан он с Чашей Грааля; когда и при каких обстоятельствах Рерихи получили этот дар Братства Света и многое другое.


Немало на свете таинственных предметов. Один из самых удивительных -
легендарный посланник Космоса, камень Чинтамани, что в переводе с
санскрита значит «драгоценный камень мысли»...

Чинтамани приходит
на Землю к просветленным людям как вестник новой эпохи. Те, кто получает
его, становятся носителями особой эволюционной миссии, а страна, в
которую попадает этот космический камень, переходит под особое
покровительство Творца Мироздания.

Вот что писал о Чинтамани Н.К.Рерих в своей книге «Древние легенды» (глава «Дар Ориона - легенда о Сокровище Мира»):
«В
незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень. На том
месте, где он появился, была основана Шамбала - Твердыня Света.

И по сей
день хранится этот камень здесь на башне Ригден-Джапо в особом
помещении...»

В свое время Чинтамани получил библейский царь
Соломон. Но тут ему изменила его знаменитая мудрость - повелел он
ювелиру отбить кусок от священного камня и вставить в царский перстень:

«Дух
воздуха принес царю Соломону камень. Воскликнул дух на чуткое ухо:
«Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!» - «Добро», - сказал
царь и отнес камень во храм. Однако нашло мышление сохранить часть
Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина, златоковача, и
указал отбить часть камня, и взять чистого серебра, и сковать перстень, и
начертить на камне чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не
расстаться с Сокровищем...» (Н.К.Рерих. «Древние легенды»).

Соломон
нарушил завет Бога обращаться с посланником Космоса бережно и был за
это наказан Небесами. Главное детище его жизни - храм в Иерусалиме - был
разрушен в 586 году до нашей эры вавилонским царем Навуходоносором II, а
оставшиеся в живых жители Иудеи были угнаны в плен (Вавилонское
пленение).

Н.К.Рерих
сообщает, что камнем Чинтамани в разное время владели: император Цинь
Ши-хуанди - именно при нем была построена Великая Китайская стена,
Александр Македонский - владыка полумира, Ромул - основатель Рима.
Чинтамани находился в древнем Новгороде, был в руках Тамерлана и
правителя Индии эпохи Великих Моголов - Акбара...

В XX веке, на
рубеже великих космических эпох и исторических циклов, Чинтамани
оказался у Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны.
Получили они его 6 октября 1923 года в Париже. Камень лежал в простом
деревянном ящике для посылок, который поступил от неизвестного им
адресата, подписавшегося красивым почерком по-французски. Он был
завернут в вышитую материю и помещен в кожаный ларец.

Николай
Константинович и раньше знал о чудесном камне из легенд древних
мудрецов. В 1924 году он написал картину «Сокровище Мира - Чинтамани». А
его сын Святослав Николаевич на одной из своих картин изобразил Николая
Константиновича держащим ларец с небесным камнем.

По поверию,
камень Чинтамани как внезапно приходит к мудрецам, так внезапно и уходит
от них. Зависит это от того, исполнил ли человек заповеданные ему
программой Космоса деяния. Об этом пишет Елена Блаватская в своей книге
«Голос безмолвия - семь врат - два пути»:
«Знак поклонников Шивы,
покровителя всех йогов, есть черный крут; в настоящее время его считают
символом Солнца, но в древности он изображал Звезду Посвящения. И
приходил только к тем людям, кто был в определенном состоянии сознания,
кто поднял себя над ограничениями чувственного существования».

В
канун XXI века Чинтамани был ниспослан россиянину Евгению Березикову.
Камень появился у него в ноябре 1990 года во время вечерней молитвы
прямо на алтаре и находился у Березикова до декабря 1993 года, Ушел
Чинтамани в день, когда Евгений Ефимович, как он говорит, получил
посвящение на седьмую, высшую ступень Космического сознания. Березиков
делится своими впечатлениями: «Обладать камнем Чинтамани было радостно,
но в то же время и волнительно. Ведь это живая вещественно-полевая
структура, обладающая невиданной силы космической энергией, от которой
постоянно исходит мощный информационно-полевый поток. Временами камень
менял свою конфигурацию и вес. В одном положении он мог весить 83 грамма
(Березиков специально взвешивал его на аптекарских, то есть точнейших,
весах. - Ред.)- а в другом случае - видимо, когда в его структуре
происходили гравитационноэнергетические изменения, сориентированные на
потоки Космоса, - его вес доходил до 20 килограммов».

Однажды на
глазах Березикова камень взлетел вертикально над столом, на котором до
этого лежал, затем отправился в горизонтальный полет по помещению, а
когда опустился на подоконник, стал увеличиваться в объеме до
футбольного мяча (при фактическом размере 6 сантиметров в диаметре и 2,2
сантиметра в толщину). При этом от предмета исходило шуршащее
потрескивание с металлическим звоном, а сам он светился
голубовато-перламутровым отливом.

Свое путешествие измененный
плазменно-поле-вый предмет закончил, вернувшись на стол, где лежала
географическая карта Центральной Азии (в это время Березиков писал
исторический роман о походах Тамерлана), и завис над одной из
географических точек Памира. Так, по мнению Березикова, Чин-тамани
указал место нахождения земной Шамбалы . Евгений Ефимович тут же написал
картину. Он изобразил на фоне Космоса высокогорную часть Памира, а над
ней камень. Художник так и назвал картину: «Камень Чинтамани, указующий
Шамбалу».

Через несколько месяцев Евгений Березиков нашел эту
географическую точку в горах Памира и ушел туда на три года в
отшельничество. Все эти три года камень Чинтамани находился с ним в
горах и насыщал адепта информационными потоками из Космоса.

Е.Березиков
объясняет феномен Чинтамани и его удивительные свойства следующим
образом. Астрофизики обнаружили факт гравитационного взаимодействия
Солнечной системы со звездной системой Сириус (альфа Большого Пса) -
самой яркой на нашем небе. Сириус представляет собой систему из двух
звезд - большей (Сириус А) и меньшей (Сириус Б). Большая в 22 раза ярче
Солнца. Меньшая светит в 10 тысяч раз слабее «сестры» и принадлежит к
числу так называемых «белых карликов». Расстояние от Солнца до Сириуса -
2,7 парсека. Согласно Березикову, лицевая сторона Чинтамани являет
собой объемное изображение звездной системы Сириус, а оборотная -
Солнца, Земли и Луны. Причем расположение Сириуса А на лицевой стороне
четко соответствует расположению Солнца на оборотной.

Березиков
утверждает: «Как Плоть без Духа не может существовать в человеке, так и
Солнечная система как физическая трехмерная система не может
существовать без своего энерго-полевого двойника
- звездной системы
Сириус. В этих условиях материя Плоти развивается на планетах Солнечной
системы, а Дух (т.е. клише Генокода ипостаси человека) - на звездах
Сириус А и Сириус Б. Этим-то мы и связаны между собой, потому чтомы -
единая система единого процесса планетарного Преображения, в решающий
этап которого мы и вступили начиная с 1991 года».

По всей
вероятности, камень Чинтамани имеет внеземное происхождение, возможно,
«сири-усное». Кстати о прародине людей: как повествует мифология
догонов, мы - именно с этих звезд.

Как
заявляет Березиков, «космический посланник - камень Чинтамани уходит от
просветленного человека тогда, когда создает вокруг адепта
плазменно-информационный потенциал, равный собственному. В это время у
такого преображенного и переформатированного на информационно-полевом
уровне человека создается самая сильная на планете энергетика... Только
надо ею, как заповедал Творец, пользоваться тихо».

Эту заповедь
Творца Мироздания Евгений Березиков самым тщательным образом исполнял
все последние 15 лет - с 1993-го по 2008-й. За это время он объездил
множество святых и магических мест мира - от Тибета и до Антарктиды,
побывал в 28 странах планеты, незаметно для окружающих переводя энергии
фантомов континентов и государств в энергополевое состояние
Преображения, самолично участвуя в раскрытии семи энергоцентров Земли:
Сердечного - Иерусалима; Горлового - Алтая; Духовного - Тибета;
Солнечного сплетения - Египта и Мексики; Теменного - Северного полюса и
Санкт-Петербурга; Огненного - Антарктиды и, наконец, Детородного Центра
Земли, находящегося на горе Адама (государство Шри-Ланка). Евгению
Березикову также было заповедано побывать в районе реки Подкаменная
Тунгуска в день 100-летия со дня вхождения в сферу планеты Земля
огненного плазмоида, принесшего Преображение всему человечеству, и
сотворить на месте события, 30 июня 2008 года в 7 часов 14 минут утра,
священную молитву - для выравнивания планетарного энергобаланса на стыке
эпох Рыб и Водолея.

Можно сомневаться во всем изложенном выше, но география и сроки поездок Евгения Березикова
-
исторические факты. О них рассказано в двадцати книгах, вышедших
миллионным тиражом, и в десяти документальных фильмах, которые уже
начали свое активное информационно-просветительское путешествие по всему

1647 (155) г. апреля 26. — Сказка служилого человека Михаила Стадухина о pp. Колыме, Чюхче, Анадырь и о населении по их берегам.

|л. 240 | 155-го апреля в 26 день в Якуцком остроге в съезжей избе воеводам Василью Никитичю Пушкину да Кирилу Осиповичю Супоневу, да дияку Петру Стеншину служилой человек, которой в прошлом во 154-м году ноября в 23-м числе в Якуцкой острог до приезду воевод Василья Никитича Пушкина с товарищы с Колымы реки з государевым с ясачным збором пришол, Михалко Стадухин в роспросе сказал:

На Колыме де реке был он для государева ясачного збору 2 годы. А Колыма де река велика есть, с Лену реку, идет в море так же, что и Лена, пот тот же ветр, под восток и под север. А по той де Колыме реке живут иноземцы колымские мужики свой род оленные и пешие сидячие многие люди и язык у них свой.

Да на той ж де Калыме в сторонней реке, прозвищем на Чюхче, а пала де та река Чюхча в море своим ж устьем с приезду по сей стороны Колымы реки. А по той де реке Чюхче живут иноземцы свой ж род словут чюхчи, так же что самоядь оленная, сидячие ж. И была де у него жонка погромная колымская ясырка именем Калиба, а та жонка жила у тех мужиков, у чюхчей, 3 годы, и она де ему сказывала, что на острову, которой в мори, идучи х той Колыме реке судами, на левой руке. А учнет де тот остров объявливатца в море от матерой земли в виду на левой руке, идучи из Лены от Святого Носу, а к Яне де реке и от Яны к Собачье, а Индигирка тож, и от Индигирки х Колыме реке идучи, и гораздо тот остров в виду и горы снежные, и пади, и ручьи знатны все. А тот де остров Камень в мори пояс, они и промышленые люди смечают все то один идет, что ходят ис Поморья с Мезени на Новую Землю, и против Енисейского и Тазовского, и Ленского устья тот Камень та ж все одна, что называют Новою Землею. И те де чюхчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою чюхчи переезжают на оленех на тот остров одним днем. И на том де острову они побивают морской зверь морж, и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами, и по своему де они тем моржовым головам молятца, а он де того у них моржового рыбья зубу не видал. А промышленые де люди ему сказывали, что они у тех чюхчи тот моржовой зуб видали, кольцы де у них оленных санок все того одного моржового зуба. А у тех де чюхчи соболя нет, потому что живут на тундре у моря, а доброй де самой черной соболь все по Колыме.

А от Колымы де до реки ж, что выше той Колымы, сказывают Погыча, а до ней от Колымы парусным погодьем бежать сутки трои и больши. И та де река большая ж, и собольная ж, и иноземцов де по ней много ж, а язык у них свой же.

А ныне на той Колыме реке от него всего осталось служилых Вторко Гаврилов. И только де государь укажет на те реки послать своих государевых служилых людей немалых, и на тех де реках будет государев ясачной збор большой и государеве казне будет прибыль великая, тут де впредь и чает государева ясашного большого збору, и соболи все добрые черные, и зверь коренной, да лисицы все красные, да песцы, а иного опрично того никакова зверя на тех реках нет, потому что место студеное. А они де служилые и промышленые люди жили на тех реках и кормились все рыбою, потому что те реки рыбные и рыбы всякой много.

На л. 240 об. и под текстом на л. 240 рукоприкладство : К сей скаске вместо служилого человека Михайла Стадухина по его веленью Ивашко Михайлов руку приложил.

ф. Якутская приказная изба, ст. № 611, л. 240.
Опубликовано в «Дополнениях к актам историческим», т. 3, Спб., 1848, д. № 24.

2. Urétvik - "удлинение" (дней) - соответствует второму месяцу года.

3. Niwlewkь - "продолжение" (возрастания дней) - продолжается около шести недель, до тех пор, пока начнут телиться оленьи матки.

4. Am-grokь - "время теления" - более или менее соответствует нашему термину "весна".

5. Tur-eletvьk - в начале нового лета.

6. Kьtkьtьk - первое лето.

7. Anok - второе лето.

8. Elek - среднее лето.

9. Eg-ьntok - освежение воздуха.

10. Ŋergerьk - первый легкий мороз.

11. Tur-əletьk - новый снег.

12. Gьtgak - осень.

13. Ləleŋkь - зима.

ЯЗЫК

Чукотский язык богат словами и гибок в формах. Чукчи красноречивы по природе, но они не любят продолжительных расспросов. Оленных чукоч, которые бывают дома только тогда, когда едят или спят, а остальное время проводят в движении, трудно убедить провести несколько часов в шатре, чтобы дать объяснение или подиктовать. Даже старики обычно говорили о моих записях: "не стоящая чепуха". Большинство совершенно не в состоянии диктовать. Любопытство у них не продолжительно. После приезда какого-нибудь гостя на новое стойбище обитатели некоторое время наблюдают за новым лицом, но не долго, затем они постепенно расходятся, и в заключении их интересует только меновая торговля. Конечно, бывают исключения, но их весьма не много. В приморских селениях, где внутренние помещения просторнее и в них есть постоянно горящая лампа, старики более привычны к домоседству и поэтому более расположены к ответам на расспросы и более полезны для получения от них этнографических сведений.

Глава III. СНОШЕНИЯ ЧУКОЧ С РУССКИМИ

Исторические данные, помещенные в этой главе, по большей части были извлечены из архивов Средне-Колымского, Нижне-Колымского и Марковского на реке Анадыре, также и из других старинных документов, собранных автором в разных местах. Кроме того, использованы следующие официальные издания исторических актов и другие исторические сочинения.

1. Исторические Акты, собранные и изданные Археографической комиссией, III, IV, V. (Цит. Акты).

2. Дополнения к Историческим Актам, собранные и изданные Археографической комиссией, III, IV, V. (Цит. Дополнения).

3. Памятники сибирской истории XVIII века, I, II. (Цит. Памятники).

4. Свод законов Российской Империи. Издания 1857, 1876, 1892, 1899.

5. Сенатский архив, том II.

6. Дополнения к творениям святых отцов. Части 9, 11 (Москва, 1850-52).

7. "Русский паломник", 1877.

8. Словцов П. Историческое обозрение Сибири. С.-Петербург, 1886. (Цит. Словцов).

9. Северный архив, 1825.

10. Журнал Министерства Народного Просвещения, 1890.

11. Собрание сочинений из месяцесловов различных лет. С.-Петербург, 1790.

12. Фишер Иоганн Эбергард. Сибирская история. I, II. С.-Петербург, 1768.

13. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. С.-Петербург, 1750.

14. Приклонский В.Л. Хроника Якутской области, составленная по официальным и историческим данным. Красноярск, 1896.

15. Щеглов И. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. Иркутск, 1883. (Цит. Щеглов).

16. Андриевич В.К. История Сибири, I, II. С.-Петербург, 1889. (Цит. Андриевич).

17. Титов А. Сибирь в XVII веке. Москва, 1890.

18. Маныкин-Невструев А.И. Завоеватели Восточной Сибири, Якутские казаки. Москва, 1883.

19. Историческая записка о Чукотском народе (Вестник Императорского Русского Географического Общества, 1856, V).

20. Карта Чукотской земли, составленная Плениснером (Записки Гидрографического Департамента Морского Министерства, 1852, часть X).

21. Барамыгин М. Путевой Журнал во время поездки в Анюйскую крепость (Записки Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества, 57, кн. 4).

ОТКРЫТИЕ ЧУКОТСКОЙ ЗЕМЛИ

Первые сведения о чукчах доставил казак Михаил Стадухин, который в 1644 году пришел на реку Колыму и основал здесь Нижне-Колымское зимовье. Маныкин-Невструев говорит, что река Колыма была открыта в 1638 году. Майдель называет открывателем реки Колымы казака Ивана Эрастова с товарищами. Он говорит, что в 1644 году на реке Колыме было основано три зимовья: Нижне-Колымск, Средне-Колымск и Верхне-Колымск. Можно сомневаться, что все три зимовья были основаны в одном и том же году. На карте Сибири от 1672 года, впрочем, указаны все три зимовья: нижнее, среднее и верхнее. Нижне-Колымск в других документах называется "собачьим острогом", очевидно, из-за езды на собаках. Он был больше двух других зимовьев.

Мы имеем также "распросные речи служилого человека Михаила Стадухина о реках Колыме и Чюхче, о живущих по ним инородцах и о неизвестном острове на Ледовитом океане, близ устья реки Колымы .

"155 году (1647), апреля в 22 день, в Якутцком остроге в съезжей избе, воеводам Василью Никитичу Пушкину да Кирилу Осиповичу Супоневу, да дьяку Петру Стеншину служилой человек, который в прошлом (во 154) году, ноября в 23 день, в Якутцкой острог, до приезду воевод Василья Никитича Пушкина с товарищи, с Колымы реки с государевым с ясачным сбором пришел, Михалко Стадухин в роспросе сказал: на Колыме де реке был он для государева ясачного сбору два года, а Колыма де река велика, есть с Лену реку, идет в море также что и Лена, под тот же ветр, под восток и под север, а по той де Колыме реке живут иноземцы Колымские мужики свой род, оленные и пешие сидячие многие люди и язык у них свой; да на той же де Колыме, в сторонней реке прозвищем на Чюхче, а пала де та река Чюхча в море своим устьем, с приезду по сей стороне Колымы реки, а по той де реке Чухче живут иноземцы свой же род, словут Чюхчи, тоже что и самоядь, оленные, сидячие ж; и была де у него женка погромная колымская ясырка, именем Калиба, а та женка жила у тех мужиков у Чюхчей три годы, и она де ему сказывала, что на острову, который в море идучи к той Колыме реке судами на левой руке, а учнет де тот остров объявливатцы в море от матерой земли в виду на левой руки, идучи из Лены от Святого Носу, а к Яне де реке и от Яны к Собачье, а Индигирка тож, и от Индигирки к Колыме реке идучи и гораздо тот остров в виду, и горы снежные и пади и ручьи знатны все; а тот де остров Камень, в мори пояс, и промышленные люди смечают все то один идет, что ходят из Поморья с Мезени на Новую Землю, и против Енисейского и Тазовского и Ленского устья тот Камень тож все один, что называют Новою Землею; и те де Чюхчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою переезжают на оленях на тот остров одним днем и на том де острову они побивают морской зверь морж и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами, и по своему де они тем моржовым головам молятца, а он де того у них моржового рыбья зубу не видал, а промышленные де люди ему сказывали, что они у тех Чюхчи тот моржовый зуб видали, концы де у них оленных санок все того одного моржового зуба, а у тех де Чюхчи соболя нет, потому что живут на тундре у моря, а доброй де самой черной соболь все по Колыме" .

Эти распросные речи весьма интересны. В первый раз упоминается имя "чюхчи".

Из слов Стадухина следует, что в то время на Чукочьей реке не к востоку, а к западу от реки Колымы жили какие-то чукчи или чюхчи, оленные и сидячие. В другом месте я старался доказать, что эти оленные сидячие люди принадлежали, вероятно, к чаунскому (чуванскому) народу и были в общем родственны восточным чукчам. Самый вариант названия чухчи отличается фонетически от обычного самоназвания оленных чукоч cawcu и говорит о другой фонетике.

Еще замечательнее подробности, относящиеся к моржовому промыслу этих туземцев на одном из Медвежьих островов. Моржи даже в новейшее время продолжают подходить к северному берегу Медвежьих островов, и оленные чукчи порою переезжают на острова для весенней охоты на моржей, так, как описано у Стадухина. Однако в то время, очевидно, моржовый промысел имел гораздо больше значения. Туземцы приносили домой моржовые головы и "молились им", то есть устраивали известный чукотский праздник "моржовых голов". Этот праздник до сих пор является одним из главных промыслово-обрядовых праздников приморских чукоч .







2024 © sweep-business.ru.